"Убрать из друзей": слэшер 90-х в обертке современной виртуальности

Одна американская девочка перебрала как-то раз с алкоголем и уснула на голой земле. Пока она спала, кто-то выложил на YouTube видео, где она предстает в очень неприглядном свете. Проснувшись, девочка обнаружила себя объектом беспощадной травли и злых насмешек. Не выдержав такого давления, девочка взяла пистолет и, направив на себя дуло, нажала спусковой крючок.

Спустя ровно год мы видим, как ее бывшие одноклассники весело общаются в видеочате. Вдруг откуда ни возьмись к ним вклинивается незнакомый контакт под ником billie227, который почему-то нельзя удалить. Зато этот бесплотный электронный призрак с легкостью удаляет из реальности всех остальных.

Леван Габриадзе на излете советской эпохи успел поиграть в двух фильмах Георгия Данелии, после чего улетел покорять Америку. Там выучился на дизайнера и стал делать компьютерную графику для кино. Большой любитель сочных спецэффектов Тимур Бекмамбетов взял бывшего соотечественника к себе в "Базелевс", и все заверте… С тех пор Леван снял три комедии с Иваном Ургантом, а год назад (до России картина добралась с изрядной задержкой) неожиданно выпустил подростковый слэшер в, надо признать, весьма оригинальном формате.

Представьте, что вы смотрите на экран монитора старшеклассницы. Она переписывается со своим парнем, слушает девчачью музыку, беседует по Skype с товарищами, в общем, занимается тем, чем занимается обычно современная молодежь. И так минут 40 или 50, пока не начинает происходить что-то интересное. То есть, интересное по сравнению с первыми 40 или 50 минутами. Все это мы видели десятки раз в "Крике", "Я знаю, что вы сделали прошлым летом" etc. Юноши и девушки кричат, визжат, плачут и погибают. В данном случае, правда, сцены смерти происходят в маленьком окошке приложения, где к тому же картинка реалистично "глючит" и подвисает.

Кстати, о реализме. Школьники вроде бы общаются так, как положено: с кучей орфографических и пунктуационных ошибок. Однако лексикон их настолько обезжирен, что вся правдоподобность из-за него рушится, как карточный домик. Вряд ли настоящее среднестатистическое дитя современного высокотехнологичного общества отреагирует на появление в его ноутбуке погибшей приятельницы сообщением: "У меня происходит какая-то хрень".

Проблема фильма состоит еще и в том, что он задает больше идиотских вопросов, чем дает вразумительных ответов. Главный из них начертан огромными буквами на постере: "Как ты можешь писать, если ты умерла?" Отсюда вытекают и другие. Почему девочка после смерти обрела навыки хакера? Как она добавляет надписи на фотографии? У нее что, есть "Фотошоп"? Он лицензионный или пиратский? И куда она его установила? В аду что, есть компьютеры и интернет? Почему она выбрала в качестве жертв именно этих людей? Ведь явно не из-за шести человек она наложила на себя руки. А из показанной истории выходит, что близка она была когда-то только с одним участником чата. Так много вопросов, так мало ответов.

Огорчают также своей банальностью прозрачные морализаторские послания, хоть и, безусловно, правильные. Не пейте, дети, алкоголь, не снимайте пьяных друзей на камеру, не выкладывайте порочащие чужую честь видео в Сеть и так далее. Социальная реклама не станет более убедительной, если украсить ее кровью и фекалиями (это не спойлер, это предостережение). К тому же, если уж начинать оригинальничать, зачем после первого шага сразу идти на попятную и забираться в дебри штампов слэшеров 90-х?

Можно было найти девочке-призраку-хакеру гораздо лучшее применение, отправив ее на священную киберпанковую войну с интернет-корпорациями. В конце концов, они со своими видеосервисами и соцсетями тоже несут часть вины за загубленную душу. Битва несчастного веб-духа против демиургов виртуального мира. Бесплатная идея для сиквела. Или можно было пригласить Светлакова сняться в своей коронной роли мобильного гаджета. Наверняка бы вышло веселее.

3.0