Дипломатическим отношениям между нашими странами уже 135 лет. Как вы оцениваете в целом их нынешнее состояние?
Бойко Борисов: Существует два пласта взаимоотношений. Один - исторический, он не зависит от политиков, это отношения дружбы и признательности болгарского народа к русскому народу. Это идет от освободительной войны. У нас есть тысячи памятников россиянам, которые погибли в Болгарии, и каждый праздник, посвященный тем событиям, болгары отдают дань памяти всем, кто погиб за освобождение Болгарии, за нашу свободу. Эти отношения не меняются, иного толкования истории не существует. Кроме того, мы - православные христиане, наша религия и церковь близки, имеют очень хорошие связи и отношения. Мы - славянские народы, которые могут понимать друг друга без переводчика.
Другие наши отношения - политические, они меняются в связи с глобальным изменением мира. 25 лет назад мы находились в одном союзе экономической взаимопомощи, в Варшавском договоре, а сейчас мы находимся на южном фланге НАТО. За несколько десятилетий произошли существенные перемены: мы - член Европейского союза, Болгария - член НАТО, на территории страны проводим военные учения с натовскими партнерами. Все это, разумеется, влияет на политические отношения. Но сегодня время санкций. С одной стороны, санкции в отношении России, с другой - контрсанкции России Европейскому союзу. От этой ситуации проигрывают все: санкции не могут дать ничего хорошего экономике ни одного из государств. Болгария, как лояльный член НАТО и Европейского союза, поддерживает санкции, но в то же время теряет много. Потому что большая часть туризма, большая часть сельского хозяйства, традиции в торговле связаны с Россией. Поэтому мы несем большие потери. Разумеется, эта ситуация в большой степени нервирует и московское руководство. Отнюдь не случайно, что президент Путин весьма остро высказался в отношении Болгарии. Уверен, что он имел для этого основания.
Так что мы стали без вины виноватыми, не имея никакого желания, а уж тем более цели добиться того, чтобы отношения между Болгарией и Россией стали прохладными. Надеюсь на нормализацию ситуации и отношений, от разрушения которых мы несем потери.
Болгария больше всего пострадала от того, что был приостановлен проект "Южный поток", не получили своего развития такие два крупнейших проекта, как нефтепровод Бургас - Александруполис и строительство атомной электростанции "Белене". То, что было выгодно и нужно Болгарии, было интересно России, приостановлено. Как Болгария намерена выходить из этой ситуации?
Бойко Борисов: Бургас - Алекандруполис был проектом, который население региона не захотело прежде всего из-за страха возможной экологической катастрофы. А там находится, возможно, лучшая часть болгарского Черноморья, в развитие которой, в развитие туризма, были сделаны миллиардные инвестиции. И в этом маленьком Бургасском заливе планировалось через буи разгружать танкеры. Это был большой риск для всех. Поэтому был проведен референдум, после которого мы взяли на себя предвыборные обязательства о том, что если придем во власть, то этот проект будет прекращен.
О АЭС "Белене". В отношении этого проекта, если вы следите, мы поступили так же, как поступали раньше. В Болгарии три или четыре раза подобное случалось - мы начинали проекты, которые не были обеспечены финансированием и не имели экономической логики. Договор о "Белене" был подписан в 2006 году. Мы пришли во власть осенью 2009 года и получили договор, как и прежде, без конкретики. А в сущности проект "Белене" стартовал трижды! Были потрачены миллиарды, а в конце концов финансирование так и не было обеспечено.
Таким же образом мы поступили с проектом 7-го блока АЭС "Козлодуй", который намеревалась строить компания "Вестингхауз". Подписано соглашение, но самых важных деталей нет: сколько стоит, когда будет построен, когда инвестиции будут возвращены. Всякий хочет быть торговцем. Говорим не о России и россиянах, говорим о торговых компаниях. "Атомстройэкспорт" и "Вестингхауз" - торговые компании, это не американцы или русские. Интерес Болгарии - добиться наиболее низкой стоимости или строить то, на что есть деньги. Откуда нам взять 20 миллиардов левов сегодня? Именно по этим критериям рассматривал два проекта, на них нет финансирования. Поэтому мы им сказали "нет". Сказали потому, что нет денег. Я был абсолютно честен по отношению к каждой из компаний.
Болгария очень интересна - это очень важно знать вашим читателям - как государство, которое потребляет электроэнергию. Бывают месяцы, когда 2000 мегаватт достаточно, но есть и другие месяцы, когда потребление достигает 7200-7300 мегаватт. Тогда приходится волноваться, сумеют ли системы выдержать подобную нагрузку.
Сегодня мы много работаем над совершенствованием нашей энергетики. У нас есть две американские станции, которые имеют длительный договор и продают дорогую электроэнергию. До 2020 г. мы заполнили квоты по возобновляемым источникам энергии (особенно солнце и ветер), которые тоже стоят дорого. Стараемся сбалансировать энергосистему, прилагаем огромные усилия. Стараемся добиться баланса, хотя бы того, чтобы Национальная электрическая компания работала по нулям, а не генерировала потери. В настоящее время ее долги около 3,7 млрд левов. Огромные долги, накопленные на протяжении нескольких лет. А если добавить еще 20 млрд для новой станции, долги взлетят до небес. А нам необходимо сохранять финансовую стабильность. Несмотря ни на что, имеем финансовый резерв в 11 миллиардов. Имеем фиксированный к евро курс национальной валюты, лева.
Так что по этим двум проектам ясно выразил свою позицию.
"Южный поток" - другая тема. Мы всегда говорили, что "Южный поток" выгоден и хорош для Болгарии, потому что в нашей стране существует хорошо развитая газопроводная система, в сентябре запустим новые компрессорные станции, американские, реверсивные, которые могут перекачивать газ в две стороны. Через Болгарию проходит газ для Турции, около 16 млрд кубометров, проходит для Греции, Македонии. Надеюсь, что так будет и в дальнейшем. Хорошо, что предыдущие правительства подписали соглашение о строительстве газопровода "Южный поток", плохо то, что его стоимость необоснованно стала расти. Появились сомнения относительно чистоты проведенных конкурсных процедур. А потом и отношения между Западом и Россией ухудшились. Очень быстро проект из чисто экономического превратился в политический.
Нужно было ехать в Брюссель и защищать проект, доказывать, что ничего политического в нем быть не должно. Что в противном случае мы должны будем разрезать наши трубы, отказаться от транзита газа и остаться лишь его потребителем. Но предыдущее правительство пыталось хитрить, играть с Еврокомиссией. В итоге Еврокомиссия наложила на нас санкции, фактически запретила любую работу по проекту. К сегодняшнему дню, независимо от заявления российской стороны о том, что "Южный поток" остановлен, на нашей территории есть огромное количество труб, платформы, с которых они укладываются, тоже есть. И я оптимист в том, что при решении ЕК этот проект может быть реализован. Нужно приложить усилия, чтобы вывести проект из-под политического и геополитического влияния. Продолжаем работать и по этой цели, и по интерконнекторам с Сербией, Румынией. Чтобы в один момент мы могли торговать газом.
Надеюсь также, что Минские соглашения будут выполняться, и мы вернемся к нормальным отношениям с Россией. Очень трудно, когда государство маленькое и находится на острие. Большие силы между собой воюют, а на нас это отражается.
Оставим энергетику в стороне. Между Россией и Болгарией есть и другие возможности для сотрудничества. Где вы видите наибольший потенциал?
Бойко Борисов: Прежде всего это сфера туризма. Это рынок, который россияне хорошо знают. Болгарские туроператоры, собственники отелей, ресторанов, больших комплексов на протяжении многих лет имеют традиции сотрудничества. Россияне себя здесь чувствуют хорошо, их любят. Если провести социологические исследования, то, уверен, что большая часть туристов будут довольны. Надеюсь, что обмен восстановится и будет развиваться.
Отдельная тема - сельское хозяйство. Чем быстрее санкции будут отменены, тем всем будет лучше. Болгария может производить и производит все: и овощи, и фрукты, и мясо, и колбасы, и молоко, и сыр. В России мы имеем разработанный рынок.
Болгария стоит на пороге вступления в Шенгенскую зону, это будет большое событие для страны. Какие изменения в связи с этим произойдут для болгар, для тех, кто приезжает в Болгарию? Насколько станет сложнее для россиян приехать сюда или, наоборот, проще?
Бойко Борисов: Я думаю, что где-то в октябре решим вопрос с воздушной и морской границами. Там мы абсолютно готовы. Есть решение Европейской комиссии, Европейского парламента. Некоторые коллеги были, однако, против. Ситуация с беженцами - пока проблема. Наши сухопутные границы испытывают большое давление. Тратим большое количество средств, работают много полицейских. Как болгары оценят Шенген? Они и сейчас со своими личными документами путешествуют свободно. Это будет в большей степени политической победой, повышением имиджа страны.
Что нужно сделать для того, чтобы число русских туристов в Болгарии не уменьшалось, а увеличивалось?
Бойко Борисов: С моей точки зрения, важно качество обслуживания. Рынок России требует конкурентоспособности, в том числе и в разделе "услуги". Наши соседи в Греции и в Турции также работают над этим. Было время, когда у россиян, да и у нас тоже был небольшой выбор для путешествий: или Балатон, или море Болгарии. Но сейчас у россиян есть достаточно средств для путешествий во Францию, Германию, Англию, словом, куда угодно. Туристы могут выбирать, и мы здесь должны постараться, поднять на высокий уровень услуги, которые предлагаем.
Конфликт на Украине тоже отражается на туризме - путешествие через Украину стало гораздо более сложным. Да и сами украинцы стали меньше путешествовать. Но больше стало граждан Румынии. Когда есть охлаждения отношений, это немедленно отражается на туризме.
Несмотря на некоторое похолодание политических отношений, как вы это назвали, Россия остается вторым по значимости инвестором в болгарскую экономику. Как мне кажется, это связано и с тем, что число россиян, приобретающих недвижимость в Болгарии, растет. Думает ли ваше правительство о том, чтобы еще больше россиян могли более легко приобретать недвижимость в Болгарии?
Бойко Борисов: Я думаю, что правительству не нужно прилагать дополнительных усилий. Прежде всего потому, что существуют традиции в отношениях. Много людей уже приобрели недвижимость не только на море, но и в горах. Развились дружеские отношения. Нет лучше рекламы, чем когда один человек рассказывает другому о своих приобретениях. Приедут в гости в Болгарию, обязательно захотят вернуться снова. Сейчас и администрации стали работать лучше, не создают дополнительных сложностей. На нынешнем уровне строительства и окружающей красоты Болгария ни с чем не может сравниться.