Его жизнь была богата как на счастливые моменты, так и на такие удары судьбы, после которых, казалось, человеку, для которого театр стал не бизнесом - судьбой, не оправиться: все могло было оборваться и намного раньше. Сердце не выдержало сегодня: кардиостимулятор не справился, родные стены на Покровке не помогли (здание возглавляемого им театра находится на ремонте), коллеги добрым словом поддержать не спешили. О нем вообще незаслуженно мало последнее время говорили. Может, стараясь поскорее забыть боль его неудачного "хождения во власть" в Театр Маяковского и шлейф громкого околотеатрального послесловия тех реально драматических событий без правых и виноватых. Это когда обнадеживающая счастливая "Женитьба" - замечательный спектакль, после постановки которого Сергея Арцибашева пригласили стать художественным руководителем Театра Маяковского, через несколько сезонов обернулась для него и для труппы некрасивым театральным разводом. Одним из первых в новейшем театральном времени. Может, потому, что сцена в принципе любит обычно только победителей, и все сострадательные сослагательные наклонения велит оставлять далеко за кулисами. А может, потому, что Арцибашев был просто из той редкой породы людей, кто не любит специально напоминать о себе. Ни по каким поводам, - дескать, будет дело, и все само пройдет, все восстановится.
Он создал свой, рукотворный Театр на Покровке - и слава о нем перешагнула границы Садового кольца. Это был, в свое время, один из самых многообещающих камерных столичных театров. Со своим уникальным стилем режиссуры, со своим кругом многочисленных и преданных зрителей, и со своими ракурсом на художественные проблемы, соразмерные человеку. В нем не играли в жизнь, не играли в пьесы, в нем все было настоящее - чувства, спектакли, люди. В нем Арцибашева искренне любили, гордились им и отчаянно сожалели, что однажды с кем-то придется его делить его внимание и его мастерство. Ну а дальше - сколько примеров знает история, когда смена постоянного театрального места жительства в конце концов оборачивалась личной трагедией.
Запомним его как замечательного актера, создавшего в кино и в театре много образов настоящих мужчин с трудной судьбой, нелегким характером и непоколебимой верой во все лучшее и справедливое. Как яркого режиссера, создавшего свой театр, любившего актеров и все делавшего для того, чтобы тем было комфортно и интересно царить на сцене. И как еще одного человека, не узнавшего, что такое настоящая старость.
Между тем
Народный артист России, дважды лауреат Государственной премии России Сергей Николаевич Арцибашев был не только ярким режиссером, но и блистательным актером, чьи роли в фильмах "Жестокий романс", "Забытая мелодия для флейты", "Небеса обетованные", "Ширли-мырли", "ДМБ", "12", "Дурак" запомнились точностью образов и экспрессией.