"Саммит зоны евро не начнется, пока не будут завершены переговоры Еврогруппы по Греции. Он будет продолжаться до достижения компромисса", - сказал Туск. Он также сообщил, что отменил дополнительную встречу в формате саммита глав всех 28 стран ЕС, которая должна была последовать за саммитом зоны евро для информирования остальных лидеров о его результатах. Еврогруппа должна представить главам государств свои рекомендации по Греции - продолжать ли кредитовать эту страну или инициировать ее выход из зоны евро.
По сути варианта только два. Саммит может рекомендовать Еврокомиссии начать переговоры о третьей программе макрофинансовой помощи Греции в виде льготного кредитования по линии Европейского стабилизационного механизма сроком на два года и объемом от 50 миллиардов евро или признать, что политика бюджетной экономии была ошибкой, потраченные на Грецию в рамках двух предыдущих программ 240 млрд евро льготных кредитов были потеряны впустую, долг страны неподъемен без значительных списаний, поэтому новые косметические программы Греции не помогут. Это будет означать начало движения по линии списании долга и дефолта, которое будет сопровождаться окончательным или временным выходом Греции из зоны евро, чтобы ее финансовые проблемы не подрывали стабильность европейской валюты.
В преддверии судьбоносных для Афин решений "РГ" поговорила с экс-представителем Греции при МВФ, а ныне советником греческого правительства по экономическим вопросам Панайотисом Румелиотисом, который рассказал о том, как образовались огромные долги страны и почему без списания долгов Эллада никогда не выберется из "долговой ямы".
Правительство Алексиса Ципраса настаивает на включении в новую программу финансовой поддержки Греции положения о реструктуризации долгов страны. Почему этого не было сделано ранее?
Панайотис Румелиотис: В греческом парламенте создан специальный комитет, который расследует истинные причины образования огромного госдолга Греции. На слушаниях в этом комитете я рассказал о том, что стратегические ошибки были допущены еще при запуске первой программы финансовой помощи Греции пять лет назад, хотя еще в то время было понятно, что греческий долг был неподъемным. Весной 2010 МВФ пошел на поводу у европейских кредиторов Афин и не настоял на требованиях ранней реструктуризации долга, поскольку они опасались, что "стрижка" греческих долгов негативно отразится на банковской системе ЕС. В то время главным образом немецкие и французские банки были главными держателями греческих ценных бумаг и бондов.
Логика заключалась в том, чтобы замять проблему, избежать ее перетекания на другие страны, а также уйти от негативного эффекта на глобальную экономику. Тогда европейцам удалось убедить совет директоров МВФ не спешить с реструктуризацией долга, а фонд пошел на это, зная, что долги с большой долей вероятности не смогут быть выплачены. И лишь в июле 2011 года МВФ пришел к выводу, что продолжать финансирование программы помощи Греции без реструктуризации долга невозможно. В итоге европейцы согласились с решением о списании 22 процентов находившихся у частных инвесторов греческих обязательств, но этого было совершенно недостаточно и впоследствии были списаны 53 процента долгов. Однако было потеряно слишком много времени и сегодня можно говорить о том, что с самого начала "тройка кредиторов" допустила грубейшие ошибки.
Вопрос о списании более чем 315-миллиардного госдолга Афин снова на повестке дня кредиторов, но часть из них вновь не горит желанием обсуждать эту тему.
Панайотис Румелиотис: Повторю - изначально допущенные ошибки привели к сегодняшнему кризису. Ведь отказываясь от реструктуризации долга Греции на раннем этапе, международные кредиторы фактически сами сделали его неподъемным для страны, и получилось, что без внешней помощи Афины не смогут расплатиться по долгам.
В начале июля МВФ обнародовал доклад, в котором призывает к 30-процентному списанию долга и введение отсрочки выплат на период от 20 до 30 лет. Пока что европейские партнеры опять не хотят обсуждать этот вопрос в привязке к новой программе помощи Греции и предлагают отложить его до октября этого года. Но это совершенно неприемлемо, потому что без решения данной проблемы финансовые потребности Греции вырастут еще сильнее и не дадут нашей стране вкладывать деньги в минимизацию разрушительных последствий политики жесткой бюджетной экономии.
В конечном итоге это приведет к еще большему замедлению экономического роста в Греции и углублению рецессии, которая рано или поздно спровоцирует социальное недовольство и подорвет способность Афин выплачивать долги. Любому профессионалу понятно, что без роста греческой экономики наивно надеяться на выплату внешних долгов. Именно поэтому правительство Алексиса Ципраса настаивает на решении этого вопроса сейчас, включив его в рамки соглашения и программы финансирования.
Но сейчас ЕС и его финансовые механизмы гораздо лучше подготовлены к возможному списанию долгов Греции, чем пять лет назад. Почему европейцы не идут навстречу Ципрасу?
Панайотис Румелиотис: Конечно, на текущий момент 90 процентов греческого долга принадлежит официальному сектору Евросоюза. Поэтому среди профессионалов сейчас нет никаких опасений за то, что списание значительной части греческого долга может негативно отразиться на европейской банковской системе.
Основное сопротивление реструктуризации греческого долга оказывается по политическим, а не по экономическим причинам. Уверен, что европейские партнеры Греции пытаются уйти от разговора на эту тему, боясь электоральных последствий для своих правительств. Но это очень неконструктивно.
Фактически, наши партнеры сами отказываются дать шанс восстановлению греческой экономики и ее росту.Премьер-министр Греции Алексис Ципрас говорит о том, что политика жесткой бюджетной экономии, которая проводилась предыдущими греческими правительствами, довела страну до гуманитарного кризиса. Почему кредиторы Афин не готовы принять на себя часть ответственности за это?
Панайотис Румелиотис: Проводившаяся по требованию кредиторов политика, связанная в том числе и с повышением налогов, а также реформированием пенсионной системы, спровоцировала рецессию в Греции. Что мы имеем сейчас? Мы потеряли почти 25 процентов ВВП Греции, количество людей, оказавшихся за чертой бедности превысило 3,5 миллиона человек, безработица подскочила до 25 процентов, пенсии за последние пять лет были сокращены на 30-40 процентов.
Кредиторам нужно набраться храбрости и признать, что глубокая рецессия в нашей стране спровоцирована и их требованиями. А ссылки на то, что Греция не проводила предписанных реформ или задерживала их проведение, здесь не работают. Ведь, согласно докладам ОЭСР, наша страна являлась одной из самых быстро реформируемых по сравнению с остальными.
С учетом явных ошибок, допущенных "тройкой” международных кредиторов в случае с Грецией, считаете ли вы, что появление новых международных финансовых институтов, таких, как Банк Развития БРИКС, сможет в этом смысле сбалансировать глобальную финансовую архитектуру?
Панайотис Румелиотис: Всем очевидно, что глобальная финансовая система становится полицентричной. В прошлом у нас было два основных экономических центра - США и Европа. Глобализация привела к возникновению новых экономик и речь, прежде всего, идет о Китае, России, Бразилии, Индии, Индонезии и других странах юго-восточной Азии. Уверен, что страны БРИКС, которые производят четверть мирового ВВП, будут увеличивать свою роль в глобальной экономике.
Сегодня мы уже много знаем о том, как избегать перетекания последствий региональных кризисов на другие регионы в условиях глобальной экономической модели. Поэтому необходима диверсификация источников финансовых ресурсов, с тем чтобы избегать кризисов, иметь возможность вмешаться на региональном уровне и минимизировать негативный эффект от кризисных явлений. В этом смысле огромную роль будут играть банк стран БРИКС, Евразийский банк и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Уверен, что эти институты развития в перспективе будут способствовать не только сдерживанию рисков в региональном плане, где в основном будут действовать эти банки, но и защищать глобальную экономику в целом.
В последнее время в Брюсселе и Берлине все чаще говорят о возможном выходе Греции из еврозоны. Вы можете представить себе такой сценарий?
Панайотис Румелиотис: Я считаю, что такой сценарий невозможен. Греция должна остаться членом европейского валютного союза, и это будет способствовать не только сохранению интересов ЕС, но и стабильности глобальной экономики. Что же касается всевозможных разговоров и утечек в СМИ на тему возможного выхода Афин из еврозоны, то, я думаю, речь прежде всего идет о политическом давлении на нынешние греческие власти в ходе переговоров о новой программе помощи.
Справка "РГ"
Панайотис Румелиотис является известным греческим экономистом, ученым и политиком. Бывший советник премьер-министра Греции Андреаса Папандреу, г-н Румелиотис работал министром экономики Греции, членом Европарламента и представителем Греции при МВФ. После ухода из правительства работал вице-президентом крупнейшего в Греции банка Piraeus Bank. В настоящее время является руководителем совета директоров Афинского международного аэропорта и специальным советником правительства Греции по вопросам переговоров с БРИКС.
Россия поддержит восстановление экономики Греции и начнет прямые поставки энергосырья в эту страну, заявил перед саммитом стран еврозоны в воскресенье министр энергетики РФ Александр Новак. Вопрос поставок пока не решен, никакие детали договора не известны. Ясно одно: Россия планирует прийти к соглашению "в течение нескольких недель".
Скорее всего, речь идет о возможном экспорте нефти или угля, говорит президент Российского газового союза Сергей Чижов. Ведь те объемы газа, которые идут из РФ в Грецию, и так оформлены как прямые поставки.
С таким мнением солидарен ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев: "Возможно, речь идет о товарном кредите, но как это может быть оформлено на деле, предположить трудно".
Сегодня Россия занимает второе место в мире по объему экспорта нефти и нефтепродуктов - пальма первенства у Саудовской Аравии. Однако отечественные компании быстро увеличивают свои позиции, и к концу года саудиты вполне могут уступить РФ, уверен собеседник "РГ".
"Рынки сбыта не резиновые, поэтому в этой ситуации возможный товарный договор может даже поддержать цены на нефть, - продолжает эксперт. - Рост импорта в Китае ударяет по мировому рынку, но в ближайшее время цены на нефтепродукты сильно подрастут. А рынок Греции работает на низком уровне, так что если начнем поставки нефти Афинам, то сможем повысить спрос на энергоресурсы и поддержать промпроизводство в Греции. Когда же экономика этой страны оживет, цены на сырье уже повысятся, а значит, Россия получит кредитные средства обратно в более высоком объеме".
Выходит, Греция даст РФ и политические, и экономические дивиденды. "У Афин нет своих источников энергоносителей: их добыча практически равна нулю, а государственный долг не позволяет отдать займы международным кредиторам", - рассудил Рустам Танкаев. Значит, если Москва и правда расширит сотрудничество с Грецией в энергетике, то это поможет и мировому рынку "черного золота", и обеим сторонам сделки.
Подготовила Александра Воздвиженская