13.07.2015 12:30
    Поделиться

    Чиновники из опеки стали чаще фигурировать в уголовных делах

    На Алтае в Волчихинском районе родители 6-летней Эвелины пьянствовали целую неделю, не обращая внимания на сильно простуженную дочь. В пьяном угаре мать еще и накормила ребенка чем-то из объедков. Девочке стало только хуже. Спустя день до родителей наконец дошло, что дочери плохо. Эвелину доставили в больницу. Кроме пищевого отравления врачи обнаружили у ребенка еще и острое воспаление легких. Назначенное лечение не помогло - через два дня девочка умерла. Было слишком поздно.

    Местные жители поспешили сообщить нагрянувшим журналистам, что родители-пьяницы часто оставляли дочь голодной. Об этом давно все знали. Но люди боятся вмешиваться в чужую жизнь - даже переживая за соседских детей, опасаются мести со стороны их неуправляемых родственников. Впрочем, есть те, кто по долгу службы обязаны о таких детях заботиться.

    Если ребенку в семье угрожает опасность, тогда на его защиту должны прийти представители государства - сотрудники комиссии по делам несовершеннолетних и органов опеки и попечительства. Это их прямая обязанность, за которую они получают зарплату из государственного бюджета. Если чиновники обязанностей не выполняют и случается беда с ребенком, тогда к делу подключается Следственным комитет.

    Читая печальные новости о детях, пострадавших в семье, надо всегда иметь в виду, что уголовные дела возбуждаются не только в отношении взрослых, из-за которых пострадал ребенок. Региональные управления Следственного комитета сразу же начинают проверять и оценивать действия соцработников.
    Прежде всего, в ходе доследственной проверки устанавливают, было ли известно чиновникам о том, что ситуация в семье уже давно угрожает жизни и здоровью ребенка.

    Как сообщили "РГ" в следственном управлении Следственного комитета по Алтайскому краю, соцработники были в курсе ситуации в семье погибшей девочки. Еще за 5 лет до трагедии они поставили семью, тогда с годовалым ребенком, на учет - признали неблагополучной.

    Как еще в подобных случаях в ходе проверки следователи могут понять, что в опеке, комиссии по делам несовершеннолетних знали об опасности для ребенка? Например, по наличию жалоб граждан. Те же соседи, которые сами не осмеливаются зайти в дом, где бьют ребенка, могут звонить на экстренные телефоны социальных служб. Кроме того, в Следственном комитете работает телефонная линия "Ребенок в опасности".

    Если в больницу поступает ребенок и есть подозрение на криминал, то врачи по закону обязаны сообщить в полицию. Школа сообщает в опеку, если ребенок регулярно прогуливает уроки.

    Так, из одной из школ Шелаболихинского района того же Алтайского края сообщали в органы опеки, что один из учеников часто пропускает уроки без уважительной причины. Следственный комитет установил, что семья этого 8-летнего мальчика была у чиновников на виду. Сотрудники органов профилактики и соцзащиты населения обследовали условия жизни семьи. Признали их антисанитарными. Отец, хронический алкоголик, избивал жену и детей. Мальчик часто уходил из дома в поисках пропитания. Но трагедия все-таки случилась. Отец избил сына до полусмерти и бросил умирать во дворе.

    Следствие в отношении сотрудников системы профилактики и соцзащиты населения Шелаболихинского района установило, что ничего, чтобы помочь семье, чиновники не сделали, и детей забрать, даже на время, не пытались.

    Это следующий шаг следствия - выяснить, что было сделано, а что нет, чтобы спасти детей от насилия.

    Так в другом регионе, в Сыктывкаре, соцработники знали, что жизнь двухлетней девочки находится в опасности - дома ее часто избивает сожитель матери. Мать жалела дочь, но с мужчиной не расставалась.

    Следственный комитет установил, что соцработники не решили вопрос допустимости пребывания девочки вместе с матерью и ее сожителем. При наличии оснований не поставили мать на профилактический учет.

    Крайне важно для следствия определить связь между произошедшими трагическими событиями и бездействием чиновников. Если такая связь есть - чиновникам предъявляется обвинение.

    Социальные службы не использовали шанс, который дает им закон: проверять условия жизни девочки и предупреждать мать о том, что не поменяйся ничего - и ребенка изымут из семьи, а потом и ее лишат родительских прав. Наоборот, чиновники вели себя так, будто ничего не происходило. В результате их полного бездействия сожитель матери снова избил ребенка в ее отсутствие. Вернувшаяся мать вызвала скорую. Но от полученных травм девочка умерла в реанимации.

    По результатам следствия, специалисту управления опеки и попечительства и инспектору отделения по делам несовершеннолетних полиции Сыктывкара было предъявлено обвинительное заключение.

    В каждом случае проверки Следственным комитетом работы социальных органов, если связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением чиновником своих обязанностей и трагическими последствиями доказана, то ему предъявляется обвинение в халатности, повлекшей по неосторожности тяжкий вред или смерть человека (часть 2 статьи 293 Уголовного кодекса). Дело передается в суд. Как правило, чиновники получают условные сроки.

    Поделиться