- Алексей Владимирович, вас на самом деле завалили исками?
- Санкции уже отразились на экономике нашей страны: замедлился темп роста, в каких-то отраслях наступила стагнация. Это привело к падению спроса и потребительских расходов, заставляет население меньше покупать, тратить на свой быт. Возникает замкнутый круг. Падение потребительской активности приводит к нехватке оборотных средств у продавцов, так как они купили товар у поставщиков с отсрочкой платежа, соответственно, у них возникает задолженность. В свою очередь у поставщиков из-за нехватки оборотных средств тоже возникает задолженность перед производителями. В разряд должников переходят и производители, у которых появляется задолженность перед своими поставщиками. Любая задолженность перед контрагентом и взыскание ее приводит участников договорных отношений в суд.
Объем исков в последнее время увеличился в геометрической прогрессии. Знакомясь на судебных процессах с позициями истцов и ответчиков по вопросам задолженности, я наблюдаю, как растет число причин возникновения задолженности, связанных со сложной экономической ситуацией. Организации не получают заказы. Соответственно, они не могут полноценно работать, инвестировать в развитие компании. У заказчиков недостаточно финансов для оплаты заказанных работ и услуг. Таким образом, тот или иной спор, возникший как следствие введенных экономических санкций, ведет к обращению с исками в третейские суды. Хотя сама суть споров остается той же. Организации не выполняют обязательств по договорам.
Одно из последних дел заключалось в том, что организация выдала кредит другой организации для того, чтобы та могла оплатить вступительный взнос в СРО. Это было необходимо для получения допуска на выполнение строительных работ. Организация допуск получила, но строительные работы не завершила, так как у заказчика не хватило средств, чтобы оплатить работы.
Строительная компания, получившая допуск за счет заемных средств, осталась без прибыли и не смогла погасить требование организации, выдавшей кредит. Закономерно, что кредитор подал иск и был абсолютно прав в плане законности своих требований. То, что ответчик находится в сложной экономической ситуации, ему не помогло. Суд должен быть беспристрастен и не может принимать во внимание финансовые сложности одной из сторон. Для суда и истец, и ответчик находятся в равных условиях.
С учетом того, что решение третейского суда выносится очень быстро, исполнительный лист выдается также в сжатые сроки. И можно с уверенностью спрогнозировать, что эта задолженность с большой долей вероятности будет взыскана. Если бы дело рассматривалось в государственном суде, где есть возможность обжаловать решение суда первой инстанции в апелляционном, кассационном порядке или в порядке надзора, исход дела мог быть другим. Даже несмотря на то, что решение также было вынесено в пользу истца. Обжалуя решение в вышестоящих инстанциях, у ответчика есть реальная возможность оттянуть срок исполнения решения суда и, соответственно, вернуть долг намного позже.
- Какие сферы бизнеса наиболее остро отреагировали на кризис?
- В первую очередь банковский сектор. В разы возросли невозвраты кредитов. Банки сейчас подают исковые заявления практически каждый день. Причем не только банки, но и микрофинансовые организации, налоговые органы, факторинговые и другие предприятия финансово-кредитной отрасли. Основное требование - взыскать задолженность. Значительно выросло количество исков, подаваемых к поручителям. И по большей части к поручителям-иностранцам, так как третейский суд вправе рассматривать дела с нерезидентами в рамках международного арбитража, а исполнять такие решения за рубежом гораздо легче, нежели решения государственных судов. К тому же иностранные поручители, в отличие от отечественных, более платежеспособны. Заметно увеличился в последнее время и спрос на обращения взыскания на заложенное имущество. Когда у заемщиков нет физических денег для погашения кредита, в сферу интересов банков попадает заложенное имущество, чтобы хоть как-то компенсировать убытки. Для банков этот бизнес непрофильный, с таким активом, как имущество, финансовому учреждению работать невыгодно, но делать нечего. Банки вынуждены перепрофилироваться, создавать отделы по работе с непрофильными активами и таким образом выживать на рынке оказания банковских услуг.
- Что происходит в сфере госзакупок?
- Государство запретило госзаказчикам включать третейские оговорки в контракты и лишило их возможности обращаться в третейские суды. И это несмотря на активные протесты самих госзаказчиков, которые в нынешних сложных для экономики условиях не меньше бизнеса страдают от неисполнения условий госконтрактов, от срывов государственных планов. Определенные неудобства госзаказчикам доставляют длительные судебные разбирательства в государственных судах. У хозяйствующих субъектов есть одна большая проблема. Они обращаются в третейский суд, но забывают о том, что в их договора изначально должна быть включена третейская оговорка. Организации заранее договариваются, что спор они будут рассматривать в третейском суде. На практике это прописывается при заключении контракта, оговорка вносится в раздел "Порядок разрешения споров". Но, как показывает опыт, многие организации это требование закона игнорируют и лишают сами себя возможности на обращение в третейский суд, на быстрое судебное разбирательство.
- Сейчас много исков поступает в арбитражные суды от управляющих компаний, ТСЖ в сфере ЖКХ. С чем это связано?
- Большая головная боль всех без исключения ТСЖ и УК - это борьба с неплательщиками. В государственном суде взыскание задолженности может длиться годами. В результате бюджеты ТСЖ и УК недополучают финансовые средства, что не позволяет им добросовестно и в полном объеме выполнять работы по содержанию домов. И по этой причине то же ТСЖ и УК хотят перенести споры, возникшие в рамках договора на управление жилым многоквартирным домом, в третейский суд.
Между тем включение третейской оговорки в договор может сыграть с ТСЖ и УК злую шутку. Сами жильцы, пользуясь третейской оговоркой, могут обратиться в третейский суд с иском к ним, пожаловаться на недобросовестное или неполное исполнение обязательств УК или ТСЖ. Поэтому УК очень аккуратно и взвешенно подходят к предложениям жильцов включить третейскую оговорку в договор управления. Это будет продолжаться до тех пор, пока в головах собственников жилья и руководителей УК не укоренится мысль о добросовестном выполнении своих обязательств. А до этих пор включение третейской оговорки в договор будет сопровождаться тщательным взвешиванием своих рисков из-за возможности попасть на оперативное и неотвратимое привлечение к ответственности за нарушение условий договора управления.
- Известно, что рассмотрение дел в третейском суде происходит в сжатые сроки. Какие еще плюсы у третейского судопроизводства?
- В отличие от государственного суда, чей штат ограничен, и при увеличении нагрузки он не может его расширить, а дополнительная нагрузка просто распределяется на судей, третейский суд как негосударственная организация просто увеличивает штат сотрудников. Рассмотрение дел происходит в те же самые сроки. Поэтому на увеличение нагрузки мы смотрим даже с неким вызовом. Кроме этого, у третейского судопроизводства множество других плюсов. Хочу привести пример зарубежных стран. Я являюсь арбитром Арбитражной палаты Милана. В Италии государственные суды экономические споры вообще не рассматривают. Вся Европа приняла систему третейских судов для рассмотрения экономических споров, что говорит об очевидности преимуществ третейского судопроизводства. Главное, это быстрый срок рассмотрения дел, всего 10 рабочих дней. Третейские суды, в отличие от государственных, кроме рассмотрения сопровождают исполнение своих решений у судебных приставов, что обеспечивает исполняемость всех третейских решений. Оплата услуг третейских судов выше, чем государственная пошлина, примерно в два раза, но если сравнивать расходы на длительные многолетние судебные процессы, то на фоне сумм, потраченных на серию судов, разовый арбитражный сбор выглядит довольно привлекательно.