В исследовании были проанализированы финансовые показатели компаний МСБ в центральных регионах России 2015 года в сравнении с данными 2013 года. Инвестиционная привлекательность компаний этого сегмента снизилась. К примеру, коэффициент, отражающий срок окупаемости инвестиций, с 2013 года по май 2015 года в Москве увеличился с 1-1,8 года до 4-9,4 года. Ухудшилась доходность инвестиций. Сегодня для получения 1 руб. прибыли в сегменте "Техническое обслуживание" необходимы инвестиции в размере не менее 2,7-3,8 руб. В 2013 году для аналогичного результата необходимы были вложения в 0,4 руб.
Результаты исследования говорят о том, что основная доля активного малого и среднего бизнеса России приходится на Москву. Наиболее привлекательными объектами для инвестиций в столице являются фитнес-клубы, туристические фирмы, парикмахерские и салоны красоты. В Московской области интересными с точки зрения вложений являются детские центры развития, продовольственные магазины, а также магазины одежды и обуви, средний срок окупаемости которых составляет 13 месяцев. В Санкт-Петербурге инвесторам стоит присмотреться к барам. Они быстрее всего окупаются и показывают высокую рентабельность. В Ленинградской области быстрее всего окупятся магазины одежды и обуви - в среднем за 10 месяцев, и покажут рентабельность продаж в 32%.
При проведении анализа объектов малого бизнеса Республики Башкортостан в список наиболее привлекательных вариантов инвестирования попали мини-маркеты, туристические фирмы, а также компании, занимающиеся производством строительных материалов. К примеру, средний срок окупаемости туристических фирм в регионе составил порядка 4 месяцев, а рентабельность продаж - 53%. В Новосибирске следует вкладывать средства в кафе и бары, где рентабельность составляет 23%. Краснодарский край интересен для инвесторов хорошими предложениями в сфере общественного питания и розничной торговли, где все объекты в равной степени являются доходными с точки зрения рентабельности. На объекты общественного питания стоит обратить внимание и в Тюменской области, где рентабельность этого бизнеса 38%.
Исследование говорит о том, что одним из самых привлекательных для инвестирования направлений является сегмент электронной коммерции за счет низкого барьера входа на рынок и быстрой окупаемости. "Если говорить о других направлениях, в Интернете популярно все, что связано с отдыхом и досугом. В последнее время даже интернет-общение может являться предметом бизнеса, - говорит Владимир Уколов, экономист Института МИРБИС. - Кроме того, рекламный бизнес в Интернете считается самым выгодным, поскольку он быстро растет и приносит прибыль, скажем, по 35% в год, в то время как телевидение - 9%, а печатные средства - 2%". Но сравнительной дешевизной входа может похвастать сегодня не только бизнес в Интернете. "Можно констатировать, что сейчас в той или иной степени привлекательности находятся почти все сегменты бизнеса, что связано с возможностью дешевого входа почти в любые направления, так как в настоящий момент на рынке появилась масса предложений по продаже готового бизнеса, пусть даже и не особо доходного", - отмечает Никита Куликов, исполнительный директор консалтинговой компании Heads.
Инвестору всегда интересна причина, по которой владелец решил расстаться с принадлежащим ему бизнесом. Одни видят в продаже компании определенный подвох, скрытые недостатки или даже аферу. "К сожалению, среди российских соискателей инвестиций встречаются мошенники, - подтверждает Сергей Варламов, руководитель отраслевого отделения "Деловой России". - Единственным ликвидным капиталом, которым обладают соискатели инвестиций, часто являются только идеи, технологии и опыт". Другим покупка готового бизнеса представляется возможностью расширить свою деятельность. "На этапе стагнации некоторых секторов экономики очень выгодна покупка предприятий, их реорганизация и адаптация маркетинговой политики на более современный лад, - считает Михаил Кобец, управляющий партнер компании CNC Global (China Global Consulting). - Инвесторы прекрасно понимают, что во время экономического спада возможно приобретение рентабельного производства почти за бесценок".
Причин продажи готового бизнеса несколько. Основная - это реализация организации из-за нехватки собственного капитала на дальнейшее развитие. По этой причине с бизнесом расстаются более половины собственников - 55%. Причем число таких предложений выросло на 7% с 2013 года. Изначально создают бизнес под последующую перепродажу 32% собственников. Однако привлекательность создания бизнеса для продажи серьезно снизилась. Число таких предложений упало на 17% с 2013 года. Продажа бизнеса как непрофильного актива составляет всего 9% предложений. И чем сложнее ситуация на рынке, тем чаще собственники решают сконцентрировать свое внимание на основном виде деятельности вне зависимости от доходности непрофильного направления. "Доходность бизнеса снижается, и многие готовы с ним расстаться по привлекательной цене, - поясняет член совета московского отделения "ОПОРЫ России" Сергей Зеленов. - Наблюдается ограниченный доступ к кредитным ресурсам, снижается рентабельность, а ведь его перестроение, адаптация к новым экономическим реалиям - это дело времени и дополнительных вливаний. Предприниматели, понимая, что не могут обеспечить стабильность и дальнейшее развитие своих проектов, готовы продать их, чтобы только они продолжали функционировать".
Начинать новое дело в условиях пониженного спроса рискованно. "Если хочется открыть бизнес, то необходимо обратить внимание на заведомо беспроигрышные варианты, - говорит Наталия Крукина, руководитель юридического отдела аутсорсинг-компании "Интеркомп". - К ним относится торговля продуктами и товарами первой необходимости. Другой путь - вкладывать деньги в совершенно новые идеи, еще никем не реализованные. Это большой риск, однако при удачном стечении обстоятельств доходы могут превзойти все ожидания (например, как это произошло с основателями Facebook, Apple и прочими новаторами)". Инвесторам также следует обратить внимание на виды деятельности, которые государство определило как приоритетные. "Сейчас очень хорошие условия для вложений в сельское хозяйство, агросектор", - считает Михаил Кобец. Санкции и объявленный государством курс на импортозамещение дают малому и среднему бизнесу, работающему в сельском хозяйстве и производстве продуктов питания, совершенно новый импульс. "С прибылью окажутся те, кто решит разводить красную рыбу, открывать молочные фермы, выращивать яблоки, производить сыры и фермерские продукты, заняться возрождением животноводства. Также не самым худшим вариантом можно назвать открытие местных качественных фастфудов", - говорит Наталия Крукина.
Индекс предпринимательской инициативности наиболее высок в Краснодарском крае, Республике Башкортостан, Тюменской и Московской областях. В этих регионах предприниматели оценивают ситуацию на рынке позитивно, условия ведения бизнеса хорошие, но в определенной степени подвержены влиянию негативных внешних факторов.
Нейтральный уровень индекса предпринимательской инициативности отмечен в Новосибирске, Ленинградской области, Санкт-Петербурге и Москве. Качество ведения бизнеса в этих регионах ниже, что объясняется рядом негативных факторов: бюрократическими издержками, неразвитостью инфраструктуры, низким уровнем финансовой образованности предпринимателей, высоким уровнем ожидания давления со стороны представителей государственной и криминальной структур. Однако и в этих регионах представители МСБ рассматривают продажу компании как крайний шаг. "Налоговые обременения и сборы, особенно в Москве, самые высокие, - отмечает Владимир Уколов. - Но не все бизнесмены готовы бросить собственное дело, большая часть пытается перевести свой бизнес в более выгодные условия - на окраину города, например, или найти какие-то способы неуплаты, не всегда легальные. Но продают бизнес в самый последний момент, когда ситуация безвыходная".