За полгода в Россию пришло 13 новых международных брендов

Международные бренды продолжают экспансию в нашу страну. Апокалиптические прогнозы, что монстры ретейла начнут массово покидать российский рынок, не сбылись. По данным исследования "Магазин магазинов", за первые шесть месяцев 2015 года на московский рынок вышло 13 международных брендов, в первом полугодии прошлого года - 17. Новички практически равномерно представлены в четырех сегментах торговли - "одежда/обувь", "рестораны и кафе", "товары для детей" и "аксессуары".

Подавляющее большинство новых имен пришли через торговые центры, за исключением трех брендов, отдавших предпочтение формату street retail - кофейня The Bagel Bar, а также Rouge Bunny Rouge и Serge Lutens - нишевых игроков люксовой косметики. Магазин Serge Lutens в Москве - это второй бутик в мире, лишь Париж наравне с Москвой является счастливым обладателем такого магазина. Среди торговых центров лидером по привлечению новых марок стал "ЦДМ на Лубянке": Brums, Silver Cross, Ilaria. До конца 2015 года в Москве еще ожидаются премьеры: Kidzania в "Авиапарке", Superdry в Columbus и "Авиапарке", Cortefiel в "Мозаике", Plus в Подмосковье, Seiko на Никольской улице и Eataly на Киевской улице.

Массового ухода международных брендов из России в этом году тоже не было. Если во второй половине 2014 года российский рынок покинули или заявили об уходе 13 международных брендов (например, New Look, Esprit, River Island, OVS, Gerry Weber, Johnny Rockets, Chili s, Seppala), то с начала 2015-го об уходе заявили три компании - Herve Leger, Flormar и Carl s Junior. Последняя в феврале объявила о возвращении в Екатеринбург.

В регионы России за 6 месяцев 2015 года пришло два бренда: Pimkie и Saint James. Уже существующие в России бренды также отличились громкими выходами в регионы. Во Владивостоке открылся магазин ZARA, в Новосибирске - H&M.

"Появление новых международных имен - вне всякого сомнения, позитивный знак для рынка, особенно в текущих сложных условиях. Это говорит о том, что рынок продолжает развиваться, что интерес к нашей стране, несмотря на все экономические и политические перипетии, в целом, сохраняется, - комментирует Андрей Васюткин, руководитель отдела исследований и консалтинга компании "Магазин магазинов". - Но есть и ложка дегтя - большинство открытий будут носить пока лишь единичный характер. Планов по активной экспансии в России у новых марок нет, а если и есть, то они очень скромны. Сказываются настороженность на рынке и сложность прогноза вектора дальнейшего развития ситуации".

Подавляющее большинство брендов, пришедших в этом году на российский рынок, работают в ценовом сегменте "средний плюс". Никто из новичков не является брендом нижнего ценового сегмента.

"Развитие в нише низкого ценового сегмента более рискованная история - ведь население с невысоким доходом наиболее нестабильная аудитория, подверженная стрессам от колебаний экономики. В этой нише в тяжелые времена многим приходится отказываться от трат на любые покупки за исключением продуктов питания. Кроме того, в нашей стране достаточное количество своих игроков, занимающих этот сегмент, причем как в food так и non food рынке. А вот развитие "средний плюс" имеет большой потенциал - в нашей стране уверенно формируется тот самый средний класс - благодатная аудитория для роста, а вот интересных игроков все еще немного, имею в виду игроков, которые обеспечат интересную концепцию, необходимый сервис и качество и при этом сохранят доступные цены на свою продукцию или услуги", - считает Александра Хлопушина, генеральный директор компании Finedesign.

В период кризиса средний сегмент на рынке одежды переживает самое большое падение. Если в 2014 году объем среднего сегмента составлял около 540 млрд рублей, то к концу 2015 года он снизится до около 332 млрд рублей. Доля среднего сегмента на рынке одежды сократится к концу 2015 года не менее чем на 9-10%. "Сейчас этот сегмент самый "турбулентный", именно в нем происходят основные движения. Количество магазинов в сетях сокращается. А, как известно, "свято место пусто не бывает" - сходящих с дистанции заменяют "свежие силы". В этом смысле в кризис, наоборот, открываются новые возможности, и это время является хорошим моментом для заделов, которые потом могут быть реализованы в программах долгосрочного развития", - говорит Анна Лебсак-Клейманс, глава Fashion Consulting Group.

По мнению экспертов, основные факторы, сдерживающие приход новых игроков в Россию, - это страх, который создается западными СМИ, неуверенность в завтрашнем дне, а также отсутствие опыта работы с нашей страной, который важен даже в хорошие времена. Для многих зарубежных игроков самым простым способом выхода на наш рынок является франшиза, но для этого важно наличие надежного партнера, которого найти в текущей ситуации может быть не так уж и просто.

В период кризиса средний сегмент на рынке одежды переживает самое большое падение. Если в 2014 году объем среднего сегмента составлял около 540 млрд рублей, то к концу 2015 года он снизится до около 332 млрд рублей. Доля среднего сегмента на рынке одежды сократится к концу 2015 года не менее чем на 9-10%

Вполне возможно, что определенная нерешительность западных компаний сыграет на руку их азиатским конкурентам. "В ближайшем будущем мы ожидаем появления качественной одежды и обуви на российском рынке, в том числе под известными брендами вьетнамского производства, которые и так уже есть в российских магазинах и бутиках, только они будут еще более приемлемыми. Например, в ближайшее время в России откроет свое представительство текстильный холдинг Textile and Garment Group (Vinatex), который объединяет несколько десятков предприятий по пошиву одежды. Выход Vinatex на российский рынок одежды может полностью его "перекроить", - рассказывает Ле Чыонг Шон, глава компании INCENTRA (МФК Ханой -Москва), зампред Ассоциации вьетнамских предпринимателей.