Новости

14.07.2015 00:40
Рубрика: Общество

Пора завязывать

Отечественный бизнес учится налаживать деловые связи
Оказаться в нужном месте в нужное время, познакомиться с нужным человеком и в итоге получить контракт - теперь это не считают просто везением. Учиться нетворкингу - искусству целенаправленных деловых связей - сегодня модно, выгодно и перспективно. На сотрудников с такими "знаниями" охотятся работодатели. Деньги перестали быть основным двигателем социального лифта, связи опять решают больше, а EQ вчерашних выпускников для работодателей становится важнее их IQ.

Деловая культура в России за последние 5-7 лет cерьезно подросла. Немалую роль здесь сыграло большое количество экспатов из Европы и США, которым ценность нетворкинга хорошо понятна. "Опять же многие менеджеры получили наш или зарубежный MBA, а там нетворкинг - первейший навык. Многие топовые школы именно так себя и продают: вы получите очень качественную сеть связей. Кроме того, растущий спрос на нетворкинг - следствие экономического кризиса. Бизнесу тяжелее развиваться, бюджеты "режут", клиентов сложнее искать. И тут искусство нетворкинга приходит на помощь. Нужно ходить по конференциям, вечеринкам, тренингам, знакомиться, общаться, поддерживать отношения, дружить", - говорит Максим Чернов, тренер по нетворкингу, автор блога pronetworking.ru.

Что делать, если способность заводить полезные связи не является природным талантом? Этому можно научиться. Сегодня появляются курсы, тренинги, некоторые российские бизнес-школы вводят обучение нетворкингу в свои программы. 1-2-дневные тренинги обойдутся в 10-70 тыс. руб. За это время в реальных условиях и под чутким наблюдением тренера можно попробовать техники нетворкинга. Другой формат - онлайн-курсы. Стоят они дешевле (от 3 тыс. руб.), здесь нет живого взаимодействия с другими участниками и нужна более сильная самодисциплина. Часть заданий можно делать дома, но большую часть - нужно выполнять в "полях", потом отчитываться в онлайн-кабинете и получать обратную связь тренера. Есть формат личной работы - персонального коучинга. Это стоит уже 50-150 тыс. руб., но для многих людей - это наиболее эффективный формат с результатами уже во время обучения, которое длится обычно 1-3 месяца.

Ну и, наконец, самый дорогой способ - хорошая бизнес-школа. "Помню интервью с русским бизнесменом, который поступал в Harvard Business School. Его спросили, почему он хочет учиться именно у них. Он ответил что-то из разряда "получить хорошие знания", на что получил предложение ознакомиться со всем списком рекомендованной литературы и черпать "хорошие знания" из книг. В Harvard же идут за связями. Эта история хорошо иллюстрирует важность нетворкинга", - рассказывает Михаил Семенов, основатель и глава QBIK.

Правда, в зарубежных школах с нетворкингом пока все намного лучше, чем в отечественных. К примеру в INSEAD, одной из лучших мировых школ бизнеса, 50% фокуса в обучении уделяется именно нетворкингу. И наконец, если ты подружился за время учебы с 20-30 студентами, то с большой вероятностью через 10 лет в твоем окружении будут 20-30 топ-менеджеров, владельцев больших компаний.

"В России не так много бизнес-школ, и нетворкингу в них системно не учат. В РФ большинство людей являются интровертами ввиду закрытости нации. С детства в школах знакомиться не учат. Этого стесняются и знакомиться не умеют, - рассуждает Степан Данилов, глава сервиса знакомств на конференциях и деловых мероприятиях MeYou. - Гендерная история ухудшает ситуацию, потому что при воспитании девушкам навязывается стереотип, что знакомиться с противоположным полом самим не стоит, и это передается на деловые знакомства. А молодых людей этому просто не учат ни школа, ни вуз, ни родители, ни двор. Они этого просто не умеют. Бизнес-школы не перемешивают потоки студентов, поэтому практики нетворкинга в них нет".

А заинтересованность работодателей в кадрах "с хорошими знакомствами" растет. Лучше взять дипломатичного человека, знающего свою профессию относительно хорошо, чем упрямого и совершенно негибкого признанного специалиста. Наверное, такое утверждение звучит странно для представителей старшего поколения, но его подтверждает практика. Современные компании оценивают навык "умеет заводить знакомство" либо по существующему багажу контактов сотрудника (social proof), либо по умению нарабатывать их на конференциях.

"Этой весной мы были нетворкинг-оператором на 75 конференциях в Москве и наблюдали за тем, как ведут себя, знакомятся несколько тысяч посетителей этих конференций. Наша механика позволяет показывать списки гостей им же самим на экранах в залах, а также в их телефонах, в итоге участники получают информацию о том, кто находится вокруг них. Механика предлагает сформулировать гостю всего две вещи: "чем я полезен" и "что я ищу". Итог: больше половины из этих тысяч гостей конференций не смогли сформулировать, чем они полезны и что ищут", - говорит Данилов.

Да и сами устроители конференций не всегда способствуют хорошим связям участников. Основным местом нетворкинга являются кофе-брейки. В эти небольшие паузы люди стараются максимально познакомиться с окружением. Российские организаторы конференций пока считают, что контент важнее знакомств, поэтому перерывы планируют настолько малые, что люди успевают познакомиться только с 2-5 делегатами. Иностранные же конференции понимают преимущества полезных знакомств, поэтому результативность делегатов намного выше из-за больших лаундж-зон и длительных кофе-брейков.

"Нетворкинг - это серьезная, работа, это бизнес, который приносит деньги. Российским нетворкерам, например, сложно понять, что сам процесс делового общения строится не на дружбе, а на экономической выгоде. Суть нетворкинга заключается в том, что знания о ком-то или о чем-то принесут пользу партнеру, а в дальнейшем вернутся в виде информации и знаний. Это социальный капитал. Важно не получение краткосрочной отдачи, а работа над долгосрочной перспективой. И прямая задача нетворкера - как можно больше отношений перевести в капитал", - считает Залина Канаметова, генеральный директор ОСГ Рекордз Менеджмент Россия.