14.07.2015 17:22
    Поделиться

    Петербургские товары объединит единый бренд

    Региональные бренды стали уже делом привычным. Для местных продуктов выделяют отдельные полки в магазинах, во многих областях появляются даже специализированные торговые точки, где в ассортименте только свое, родное. И хотя Петербург занимает лидирующие позиции в СЗФО по производству товаров народного потребления, региональное брендирование в Северной столице развито крайне слабо. С чем это связано, разбирался корреспондент "РГ".

    Десять лет назад в городе на Неве появился знак "Петербургская марка качества". По всем документам это система добровольной сертификации. Она официально поддерживается администрацией Петербурга. Но, несмотря на пристальное внимание Смольного, с 2005 года знак получили всего 60 наименований продукции.

    Причин несколько. Во-первых, систем добровольной сертификации множество. И каждый производитель сам выбирает, какой знак ему ближе. Например, предприятия, позиционирующие себя как производители натуральных продуктов, стараются получить эко-сертификаты. Есть довольно известные общероссийские системы добровольной сертификации, и большинство компаний воспринимают их уже как обязательные. Соответственно, часть руководителей предприятий просто не видят смысла обращаться за дополнительными маркировками. Во-вторых, в городе есть много очень крупных компаний, которые позиционируют себя не как местные, а как общероссийские, и переходить в разряд региональных производителей им зачастую неинтересно. В-третьих, поддержка Смольного в основном моральная. У города нет собственной сети магазинов, соответственно, помочь с продажами власти не могут.

    Есть вопросы и к самому знаку. Как правило, в документах, касающихся местных знаков качества, прописано, что продукт должен быть полностью изготовлен на территории региона и из местного сырья. В Петербурге это технически невозможно осуще-ствить. Аграрный сектор в городе есть, но он незначителен. Большинство сырья везут из Ленобласти и других регионов. Соответственно истинно петербургским товар, сделанный в городе, в большинстве своем не является. В принципе, этот момент разработчики аккуратно обошли при названии знака, сделав акцент на качестве.

    Самое главное - региональный продукт как бренд не может появиться на пустом месте. Должен быть некий товар-флагман, который знают и любят потребители. У Вологодской области это масло. Хотя сейчас под региональным брендом продаются даже конфеты и варенье, к производителям масла внимание всегда повышенное.

    Знак добровольной сертификации поможет производителям в конкурентной борьбе за потребителя

    В числе обладателей петербургского знака качества винно-водочные предприятия, чайные фабрики и мясокомбинаты. Какой в Северной столице продукт "самый-самый"? Вопрос дискуссионный.

    Но в то же время планы у Смольного относительно марки грандиозные. В ближайшее время власти планируют провести "перезагрузку" и превратить знак в полноценный зонтичный бренд.

    Владимир Баринов, советник директора Центра контроля качества товаров, структуры, которая ответственна за выдачу марки, утверждает, что проект преследует две главные цели. В первую очередь создатели хотят защитить права потребителей. В условиях импортозамещения на рынок выводится много новых товаров. Причем флагманами здесь являются небольшие компании, которые стремительно наращивают мощности и ассортимент.

    Обязательная сертификация призвана прежде всего определить, безопасен ли продукт. Вкусовые качества, внешний вид во внимание не берутся. Но именно здесь больше всего нарушений. Зато чуть ли не каждый день специалисты Центра контроля качества находят маргарин, который производители называют маслом "со вкусом как в детстве", забирают с магазинных полок фитнес-продукты, где количество калорий выше, чем в фаст-фуде. Закон такие производители не нарушают, ведь не отрава же. Но при системе добровольной сертификации такие уловки сразу находят, анализируются и состав, и органолептические свойства, и позиционирование продукта. Таким образом, появление дополнительного знака на упаковке сейчас является некой гарантией для покупателя, что продукция прошла двойной контроль.

    На региональные бренды сейчас появилась мода, и они начинают выходить за пределы субъекта. Например, в Петербурге открываются магазины вологодских товаров, и спрос есть. Во всех регионах страны местных производителей поддерживают, собственные системы сертификации превращают в марки качества и продвигают под единым брендом. Наверное, нет в России такого региона, который не планировал бы продовольственную экспансию в соседние края и области. А рынок Петербурга - самый крупный на Северо-Западе, соответственно, местным производителям нужно быть готовыми к этим вызовам.

    Разработчики уверены, что знак добровольной сертификации существенно поможет производителям в конкурентной борьбе за потребителя. Возможно, что к маркировке будут приложены и другие материальные бонусы. Например, у города уже есть пример взаимодействия с крупной сетью супермаркетов, которая для предприятий - обладателей знака ввела собственные полки в магазинах, а также облегчила условия для вхождения в сеть. Предполагается, что сотрудничество в этом направлении будет расширено. И тогда для тех производителей, которые пока испытывают сложности с ретейлом, местный знак качества станет пропуском на полки.

    Кстати

    В городе больше года ищут гастрономический бренд. В рамках проекта "Петербургская кухня" Смольный просит горожан присылать рецепты блюд, которые могли бы стать кулинарными символами города. Но пока результатов особых нет. Петербуржцы делятся на сайте проекта любимыми рецептaами, предлагая то шарлотку, то блинчики с мозгами. Примечательно, что малый бизнес главное блюдо города уже для себя определил. По всей стране открываются закусочные формата "to go", где в меню одно блюдо - шаверма по-питерски.

    Поделиться