14.07.2015 19:13
    Поделиться

    Почему на юге России стало меньше частных музеев

    В Ростове-на-Дону приостановил свою работу частный музей современного изобразительного искусства на Дмитровской. Музей на Дмитровке полностью благотворительный: художникам бесплатно предоставляют выставочные площади, а посетители, не приобретая билетов, могут ознакомиться с их работами. Но теперь уникальный проект оказался не нужен.

    Замороженные полотна

    Музей появился десять лет назад стараниями бизнесменов Елены Левиной и Вячеслава Давыденко. В свое время их компания входила в 50 самых успешных инвестиционных фирм страны, и создать такой музей получилось именно благодаря коммерческой деятельности. Основная часть коллекции складывалась в девяностые годы.

    - У ростовских художников не было возможности выставляться, одни уезжали в Москву и Питер, другие продавали холсты за копейки, - рассказывает Елена Левина. - Живописные полотна фурами вывозились за границу. Тогда и родилась идея поддержать творческую интеллигенцию, сохранить хотя бы часть работ на родине и предоставить условия для экспозиции.

    Было приобретено и отреставрировано историческое здание в центре города. За десять лет музей провел около 150 выставок. В Ростове можно было увидеть тринадцать подлинников Энди Уорхола, фотографии конца ХIХ - начала ХХ века из архива семьи Алинари, произведения венецианского скульптора Джанмария Потенца, французского видеоинсталлятора Бертрана Плана, известного белорусского художника Анатолия Кузнецова. Собрана солидная коллекция живописи советского периода. Самые интересные проекты были представлены в филиале Государственного музея имени Пушкина в Москве, в Галерее на Солянке, выставки проходили в других городах страны. В 2010 в Ростове была организована первая южнороссийская биеннале современного искусства, которая номинировалась как лучший региональный проект. По выходным в музее проводились лекции по истории искусства, работала детская художественная студия, проводились концерты, спектакли, детские и молодежные конкурсы.

    Но в 2008 году дела коммерсантов пошатнулись, и два этажа пришлось сдать в аренду банку. Площадь выставочных залов сократилась втрое, с 750 квадратных метров до 200. Однако на доходы от аренды удавалось содержать музей и устраивать 10 - 15 выставок в год. Восемь лет банк исправно платил арендную плату, пока не лишился лицензии. Теперь музей оказался в очень непростой финансовой ситуации. Нового арендатора до сих пор найти не удалось, а счета за коммунальные услуги оплачивать надо ежемесячно, вести сайт тоже необходимо, и сотрудники, хотя и держатся довольно долго практически на собственном энтузиазме, тоже должны получать зарплату. Кроме того, сама коллекция, в которой сегодня более двух тысяч работ, требует определенных условий хранения, что тоже обходится в копеечку.

    - Пока была возможность, я ни к кому не обращалась за помощью, а теперь стучусь во все двери, - говорит Елена Левина. - Понятно, что частный музей не может претендовать на бюджетное финансирование, но есть ведь разные варианты сотрудничества, например государственно-частное партнерство. Я предложила городским властям помочь в создании попечительского совета, но пока никаких положительных сдвигов не видно. Ростов, по официальным данным, стоит на последнем месте среди городов-миллионников по количеству музеев и выставочных площадей на душу населения. Неужели наш уникальный проект не нужен Ростову?

    Следы снежного человека

    В Адыгее коллекционер палеонтологических находок Владимир Меликов близ поселка Каменномостского открыл комплекс "Беловодье". Здесь есть парк с родником, прудом, рестораном и гостиницей и Выставка необычных находок. Туристы прозвали комплекс музеем снежного человека. Вход сюда - за пожертвования, кто сколько сможет.

    Самый знаменитый экспонат - гипсовые слепки отпечатков ног снежного человека. Ради этого раритета в "Беловодье" приезжал известный путешественник Николай Дроздов. Он уверен, что именно в Адыгее обитает йети.

    Загадочные находки не раз вызывали интерес правоохранителей. Например, клок шерсти неизвестного науке существа пришлось отдать на экспертизу в УГРО, где он и затерялся. А этой зимой Владимир обнаружил в горах новые гигантские следы. И тоже сделал слепки. Из других сокровищ - огромный каменный червь и гигантский аммонит (ископаемый моллюск, которому более 50 миллионов лет).

    - На таких выставках строить бизнес, конечно, нельзя, - считает Владимир Меликов. - Чтобы зарабатывать деньги, нужен высокий уровень организации музейного дела.

    С энтузиастом из "Беловодья" солидарен и директор Ейского историко-краеведческого музея имени В. В. Самсонова (Краснодарский край) Александр Иванов:

    - Несколько лет назад в Ейске открылся частный музей магии и суеверий, но долго он не просуществовал. Музейное дело, как правило, затратное. Очень дорогое выставочное оборудование. Частные музеи в таких небольших городах, как наш, могут выжить, если есть спонсоры и если выставки пользуются огромным спросом. Я отношусь к музеям, которые открываются по личной инициативе, с осторожностью. В большинстве случаев все держится на одном человеке. Не дай бог, что с ним случится или он поменяет место жительства, и все экспонаты (а бывают и достаточно редкие образцы, уникальные артефакты) бесследно исчезнут.

    Игрушечная идея

    Иначе складывается судьба астраханского музея игрушек. Он был открыт около года назад и, по утверждению его создателей, является первым на юге страны. Экспозиция сформирована на основе коллекции уроженцев Астрахани семьи Бареевых. Людмила и Алексей собирали игрушки всю жизнь. Людмила - профессор Санкт-Петербургского Российского государственного гуманитарного университета имени Герцена, а Алексей - инженер местного предприятия, подполковник ракетных войск в отставке. Предметы коллекции они приобретали в многочисленных поездках, выменивали, что-то дарили друзья.

    Всего в собрании около тысячи образцов. На выставке можно увидеть кукол, машинки, ракеты и подводные лодки, гэдээровскую железную дорогу и многое другое. Среди них и очень интересные экземпляры. Например, деревянная кукла, пережившая блокаду, или кукла "Школьница", автор которой - известный советский скульптор Марианна Мотивилова. Есть даже дореволюционные игрушки. Многие из-за ветхого состояния пришлось реставрировать. Специалисты называют коллекцию Бареевых антологией XX века в игрушках.

    - Музей создан на базе предприятия, где я работаю, - рассказывает Алексей Бареев. - Мы занимаемся производством развивающих игр и оборудования для детских учреждений, поэтому наша с сестрой идея совпала с миссией компании. Вначале экспозиция располагалась в моем кабинете, но потом фирма выделила игрушкам отдельное помещение.

    Людмила Бареева всю жизнь занималась с больными детьми. У нее огромный опыт реабилитации ребят с серьезными нарушениями здоровья. Она бесплатно читает лекции педагогам, работающим с очень тяжелыми детьми. Лекции проходят прямо в музее. По договору с региональным министерством социального развития здесь побывали воспитанники детских домов области. Правда, добраться им было нелегко, предприятие находится в селе Солянка в Трусовском районе. Однако с тех пор, как деятельностью музея заинтересовались местные власти, ситуация изменилась. Сегодня часть экспозиции расположилась в цейхгаузе Астраханского кремля.

    А с июня выставка игрушек проходит в краеведческом музее.

    - Мы не преследуем коммерческих целей, - говорит Алексей Бореев. - Не берем с посетителей денег за билеты, не продаем экземпляры, но и расходная часть у нас минимальная, разве что приходится тратиться на реставрацию игрушек. Вот так предприятие проявило добрую волю, поддержав идею создания частного музея, а местная власть дала ему новое развитие. В результате наша коллекция стала доступной всем астраханцам и гостям города.

    Поделиться