15.07.2015 15:55
    Поделиться

    Политологи: Часть лидеров ЕС сознательно добивалась дефолта Греции

    Набравший западных кредитов Киев неизбежно повторит долговой путь Греции
    В то время, как экономисты спорят, скольким поколениям греков придется отдавать набранные у Международного валютного фонда и стран Евросоюза кредиты, в греческом парламенте готовятся к судьбоносному голосованию. Одни называют его смертным приговором, как самой Элладе, так и правительству Алексиса Ципраса. Другие, напротив, видят в ратификации соглашения с Брюсселем единственный способ избежать мгновенного банкротства страны с непредсказуемыми последствиями. Впрочем, с высокой долей вероятности в среду греческий парламент проголосует за достигнутые с кредиторами договоренности. Парадоксально, но соглашение, привезенное из Брюсселя Ципрасом, поддержала оппозиция. Тогда как депутаты от правящей партии "СИРИЗА", напротив, публично критикуют главу правительства.

    Весьма необычную по европейским меркам позицию в отношении договора с европейскими заимодавцами занял премьер. В интервью BBC он сообщил, что не верит в эффективность мер, предложенных европейскими лидерами для спасения греческой экономики. Но при этом в отставку не собирается и будет выполнять подписанное. "Суровая правда состоит в том, что Греции навязали путь по улице с односторонним движением", - горестно заметил Ципрас. Его соратники не стесняются в выражениях, готовясь покинуть или уже покинув правительство. Экс-руководитель министерства финансов Янис Варуфакис в интервью Guardian назвал принятые в Брюсселе решения "оккупацией Греции", для которой Европа использует "банки вместо танков". А внесенное на рассмотрение парламента соглашение - новым Версальским договором, намекая на унижение, через которое в 1919 году прошла Германия. Другой кандидат на вылет из греческого кабинета, министр энергетики Панагийотис Лафазанис заявил, что Берлин и его союзники действовали в отношении Афин, как "финансовые убийцы". Еще один видный представитель "СИРИЗЫ", министр обороны Панос Камменос обвинил европейские страны в попытке свержения законного правительства Греции. Ожидается, что после утверждения договора с европейскими кредиторами в парламенте, Камменос также покинет свой пост.

    Сам Ципрас признает, что в ходе переговоров о реструктуризации греческих долгов совершил как минимум три серьезных ошибки: недооценил готовность Берлина к осуществлению "грексита", переоценил поддержку своей позиции со стороны ряда государства Евросоюза и перенадеялся на Международный валютный фонд, который, согласно докладам этой организации, понимал требования Афин, однако не стал вмешиваться в переговоры Греции с Еврогруппой.

    Похоже, что искреннее покаяние Ципраса принесло политические плоды. "Самое ужасное, что может сделать капитан - это отпустить штурвал во время шторма", - объяснил избирателям премьер. Социологические опросы показали, что накануне голосования в парламенте 72 процента греков считают, что соглашение с кредиторами было необходимо, и депутаты должны его поддержать. Причем, в случае формирования нового кабинета почти 70 процентов опрошенных высказались за то, чтобы его возглавил Ципрас. Значительная часть греческих граждан, еще неделю назад голосовавшая за то, чтобы отвергнуть навязанные Афинам условия кредитования, сегодня в столь же едином порыве поддержала план Евросоюза. Хотя даже немецкий журнал "Der Spiegel" назвал требования Еврогруппы "списком преступлений". А эксперты Международного валютного фонда подсчитали, что в ближайшие два года внешний долг Греции достигнет 200 процентов ВВП против нынешних 175 процентов. Так что Элладе в лучшем случае потребуется не менее 30 лет, чтобы исполнить обязательства по кредитам в их нынешнем виде. Причем для этого Афинам, вероятно, придется распродать все, включая Акрополь и острова, подсчитали предполагаемые доходы бюджета греческие журналисты.

    Почему же не верящий в эффективность навязанных Афинам мер Ципрас заявил о готовности выполнять соглашение, рискуя репутацией, должностью и политическим будущим (на ближайшие дни в стране намечены многочисленные акции протеста). "Я не вижу другого исхода для Греции, кроме дальнейшего укрепления "Золотого рассвета" (греческая неонацистская партия - "РГ"), - пророчествует экс-министр финансов Варуфакис.

    Сам премьер объясняет решение подписать навязанный Афинам договор желанием "избежать катастрофы, коллапса банковской системы". Его соратники также признают, что спонтанный переход от евро к драхме мог привести к восстанию по украинскому сценарию, поскольку у Греции, по словам Ципраса, "не было валютных резервов, чтобы поддержать возвращение к национальной валюте".

    Напуганные банковскими каникулами и перспективой полного развала экономики греки, судя по соцопросам, решили хотя бы временно довериться Ципрасу, который в ходе переговоров "сражался за зарплаты и пенсии жителей Эллады". О том, на каком эмоциональном фоне проходили эти баталии, рассказывают, цитируя источники, западные СМИ. В частности, они описывают случай, когда итальянский премьер в перерыве заседания схватил за ворот голландского премьера, резко сказав ему, чтобы тот перестал давать советы грекам и не лез не в свое дело. Только благодаря вмешательству премьера Бельгии дело закончилось препирательствами без рукоприкладства. А председатель Евросовета Дональд Туск, в офисе которого шли дискуссии, по свидетельству очевидцев, склонившись над столом, угрожал Ципрасу: "вы не выйдете из этой комнаты, пока мы не договоримся". "Это было чрезвычайно трудно, даже жестоко", - описывает переговоры по греческому долгу некий европейский чиновник.

    Французские СМИ привели заявление президента Франции Франсуа Олланда: "Германия и другие страны требовали "Грексит". Я отклонил этот вариант".

    Даже критиковавшие соглашение с европейскими кредиторами сторонники Ципраса признают: ему пришлось противостоять перевороту со стороны Германии, Голландии, Финляндии и стран Балтии, предлагавших вышвырнуть Афины из еврозоны. На защиту греков встали Франция, Италия и Крит, тогда как остальные государства ЕС играли роль статистов, наблюдая, чья возьмет, и готовые присоединиться к сильнейшим.

    Подобное "неспортивное поведение" подтверждает версию ряда политологов, которые предположили, что часть европейских лидеров сознательно добивалась дефолта Эллады и ее выхода из еврозоны. Показав тем самым, на примере Греции, другим странам Старого света, к чему приводит приход к власти популистов. Однако своими ставшими публичными действиями они преподали миру и другой урок. Недаром в одном из интервью находящийся в США с визитом премьер Украины Арсений Яценюк заметил, что его сограждане, наблюдающие за развитием ситуации вокруг Греции, начинают протестовать против проводимой украинскими властями финансовой политики, из-за чего Киеву трудно проводить жесткие реформы. Ситуация вокруг Афин вновь продемонстрировала, как за парадным фасадом Евросоюза в реальности выглядит пресловутая европейская солидарность и демократия. Дав повод задуматься жителям тех государств, где искренне воспринимали единую Европу в качестве дружной европейской семьи. Вот только, как показал конфликт вокруг Афин, в этой семье царят не слишком цивилизованные отношения и порядки, на что косвенно намекнул в одном из данных на днях интервью президент Франции.

    Между тем

    Председатель Европарламента Мартин Шульц заявил, что Евросоюзу, который переживает кризис, следует сменить курс в политике европейской интеграции. Новый курс по Шульцу выглядит следующим образом: "решение по основным европейским вопросам больше не должны принимать национальные правительства". Глава Европарламента призвал к созданию европейского правительства, которое, судя по пафосу его идей, должна возглавить канцлер Германии Ангела Меркель.

    Поделиться