Конгрессу отведено 60 дней для рассмотрения сделки после того, как все документы по ней были отправлены на Капитолий. Законодателям предстоит выбрать из трех вариантов: им необходимо принять решение об ее утверждении, выразить свое неодобрение или ничего не делать. В случае, если Обама наложит вето на отрицательную резолюцию конгрессменов, противники сделки с Тегераном смогут сорвать соглашение, только если они получат необходимые две трети голосов в обеих палатах конгресса - Сенате и Палате представителей, чтобы преодолеть президентское вето.
По оценкам экспертов, пока неясно, отражает ли такая позиция оппозиции широкое общественное мнение или продвигается "узким, но крайне эмоциональным ядром воинственных консерваторов и про-израильских демократов".
"Я хочу пройти через этот процесс и убедиться, что мы в полной мере понимаем то, за что мы голосуем, - заявил сенатор Боб Коркер, республиканец от штата Теннесси и председатель комитета по иностранным делам Сената. - В конце концов, те, кто считают, что это действительно удержит Иран от получения ядерного оружия, будут голосовать за соглашение. Те, кто считает, что это не так, и мир не будет безопасным, и в некотором отношении может проложить путь для них (Ирана) к получению ядерного оружия, будут голосовать против". Коркер во время своего выступления дал понять, что находится в последнем лагере.
Как отмечает New York Times, подобные дипломатические инициативы республиканской оппозиции "восходят, по крайней мере, к приезду президента Ричарда Никсона в Китай", против которого в свое время выступали многие влиятельные представители вашингтонского истеблишмента. Даже республиканец президент Рональд Рейган столкнулся с ожесточенным сопротивлением однопартийцев, рассказав о перспективах сокращений ядерных вооружений после встречи с Михаилом Горбачевым в исландском Рейкьявике.
Для Белого дома, по оценке аналитиков, продвижение сделки в конгрессе, в том числе среди демократов, сомневающихся в выборе президента Обамы, может оказаться почти таким же трудным процессом, как достижение соглашения с Ираном.
Сам Обама защитил необходимость подписания соглашения в обширном интервью с обозревателем New York Times Томасом Фридманом. "Мы отрезали путь для разработки Ираном ядерного оружия", - привел главный аргумент, повлиявший на заключение итогового соглашения, Барак Обама в этом интервью. К слову, в данном интервью глава Белого дома подчеркнул, что достижения соглашения было невозможно добиться без содействия со стороны Российской Федерации и лично президента Путина.
В среду Обама планирует обратиться к нации во время официальной пресс-конференции в Белом доме. В это же время вице-президент Джордж Байден намеревается встретиться с демократами на Капитолии, чтобы заручиться поддержкой среди законодателей-однопартийцев.
Хиллари Клинтон, фаворит на выдвижение кандидатом в президенты от Демократической партии, выразила поддержку сделки публично и за закрытыми дверями, встречаясь с демократами в конгрессе.
В свою очередь все республиканские кандидаты в президенты, которые прокомментировали заключение соглашения, заявили, что они выступают категорически против сделки.
В этой позиции есть еще один важный внутриполитический подтекст: республиканцы увидели возможность вбить клин между демократическими политикам и еврейскими избирателями, которые традиционно их поддерживают.
Впрочем, как утверждают многие аналитики, срыв сделки в преддверии осенних выборов в конгресс может, в конечном счете, ударить по самим республиканцам: большинство американцев выступает за заключение сделки.