Новости

14.07.2015 21:22
Рубрика: Общество

С картой за парты

Зачем школам и детсадам системы "электронного контроля"?
Можно ли наблюдать за ребенком в детсаду, не выходя из офиса? Как "запрограммировать" школьника на покупку здоровой пищи? Что дают родителям "контрольные" эсэмэски? Корреспондент "РГ" разобрался, какие "умные" системы безопасности из сферы высоких технологий все активнее "прописываются" в школах и детсадах.

Карточка-выручалочка

До конца этого года в 500 детсадах Москвы будет установлена новая система пропусков. Она называется "Электронная карта в образовании" и уже действует в большинстве московских школ. Суть проекта: в образовательное учреждение можно попасть только по специальному ключу-карточке. В школе его выдают ученикам, а в детсадах его получат родители, бабушки и дедушки, сопровождающие ребенка.

- Дети пользуются карточками для входа и выхода из здания и для оплаты еды в столовой и буфете, - рассказывает директор московской школы N1987 Татьяна Май. - Утром, когда ребенок приходит на занятия, родителю автоматически отправляется SMS: имя ученика, время прихода и баланс карты. Вечером - та же история.

Директор признается, что, когда проект три года назад только начинался, сразу несколько сотен школьников могли забыть или сломать свои карточки. Сейчас ребята стали ответственнее, носят карты в чехлах, и подобных ЧП все меньше. Даже если школьник потерял свой электронный ключ, на урок он все равно попадет: ему выпишут временный пропуск, а через несколько дней выдадут новый. Но есть еще одна проблема - безответственные родители.

- Наша столовая наличные уже не принимает: вся еда - только по карточкам. И бывают случаи, когда родители забывают пополнить счет, хотя сделать это проще простого: или на портале госуслуг, в банкомате, мобильном приложении банков и т.д. Еще случай - родители дают старшекласснику 120 рублей на комплексный обед и булочку в расчете на то, что тот положит деньги на счет сам. Парень тут же бежит покупать в ларьке чипсы и газировку. В итоге приходится кормить его "в долг" и вести разъяснительные беседы с родителями, - рассказывает Татьяна Май. - Но в целом система - огромный плюс для школы и детсадов. Это не только дополнительная мера безопасности, это действительно удобный инструмент для работы.

Техники и программисты постепенно интегрируют систему с электронным журналом: скоро все пропуски будут автоматически заноситься в базу. Учителя довольны, родители тоже.

- С одной стороны, это можно назвать "тотальным контролем". Я всегда знаю, когда мои дети выходят из школы, и могу примерно рассчитать их время до дома. Если задерживаются - узнать почему. Дети есть дети, - делится Наталья Версаль, мама одного из учеников. - С другой стороны, ребята понимают, зачем это нужно, учатся ответственности, следят за тем, чтобы не потерять карту.

Впрочем, у детей с системой нередко возникают "разногласия". Почему?

- Мой сын учится в 10-м классе. Было несколько случаев, когда благодаря эсэмэскам ловила его на прогуле. Конечно, он был недоволен, - говорит одна из родительниц.

Запрет на шоколадки

Система "Проход и питание" постоянно совершенствуется, в ней появляются новые функции. С недавнего времени родители могут фиксировать лимит ежедневных трат по карточке на буфет, установить запрет, например, на шоколадки. Что, к примеру, полезно для аллергиков, рассказали "РГ" в департаменте информационных технологий Москвы.

Как эта система будет развиваться дальше? Время покажет. Например, школьные пропуски можно интегрировать с библиотечной системой. По электронной карте удобно получать книжки, на этих же картах могла бы храниться информация о выданных комплектах учебников. Правда, когда такая идея будет реализована повсеместно - вопрос.

Пока же в планах - оснастить к концу года такими системами 500 московских детсадов. Разница в том, что электронные ключи на руки получают родители, ближайшие родственники, няни, а не дети. На семью - не больше четырех карт. Для этого нужно написать заявление и указать в нем данные всех, кто будет приводить и забирать ребенка. Войти в здание без электронного пропуска будет возможно, но только после личного разговора с охранником и воспитателем.

Интересный момент: если ребенка забирает из садика папа - эсэмэска приходит маме. И наоборот: такая двойная система контроля. И даже тройная! Родитель прикладывает карту у входной двери, используя ее как ключ, а потом к специальной информационной панели. На ней он указывает, привел ребенка или забрал. Тем временем фото с личными данными взрослого и малыша высвечиваются на мониторе у охранника. Он еще и лично проверяет, не пришел ли с чужой карточкой посторонний.

Кстати, подобные проекты есть и в других регионах России. Правда, в основном в рамках эксперимента, а не повсеместно, как в Москве. Например, в челябинской школе N1 инновационная система безопасности заработала еще пять лет назад. Там дети могут войти в школу не только по электронному пропуску, но по отпечатку пальца. Для этого с помощью ноутбука со встроенным сканером в школе заранее сняли биометрические данные учеников, учителей и родителей. В базе данных - их имена, фотографии, отпечатки пальцев. Для многих это оказалось удобнее, чем карточки, которые дети постоянно теряют. Подобные эксперименты проводились и в школах Республики Коми, Владимирской области.

А в Екатеринбурге - свой проект: по "Екарте", которая нужна для проезда в общественном транспорте, налажен проход в 27 школ. На ней "записаны" ФИО ребенка и его фото.

- По желанию родителей та же карта может использоваться для расчетов в столовой. Родители смогут узнавать даже о том, какие блюда выбрал ребенок. Кроме того, в перспективе "Екарта" будет использоваться как читательский билет в школьной библиотеке, - говорится на официальном портале Екатеринбурга.

Электронную систему "Школьная безопасность" использует и несколько школ Новосибирска. Правда, цена таких систем "кусается". Например, в Муроме Владимирской области проход по карточкам и отпечатку пальца обошелся в 570 тысяч рублей, которые школа смогла получить по нацпроекту "Образование".

Под прицелом

И все-таки электронные карты есть далеко не в каждой российской школе и уж тем более - детсадах. А вот видеонаблюдение - весьма распространено. Схема работы примерно такая: камеры стоят по периметру школы или детсада, в коридорах и даже классах. Изображения передаются на мониторы охраны и на компьютер директора или заведующей. Аппараты работают круглосуточно, снабжены аккумуляторами, а ночью переходят в специальный режим, реагирующий на движение. Как только камера фиксирует активность, это отображается на пульте охраны. Итог: больше не надо собирать по утрам бутылки из-под пива в детских беседках и ремонтировать сломанные качели.

Какие еще меры безопасности предпринимаются? "В каждой школе есть кнопка экстренного вызова полиции, охранная сигнализация, ручные металлодетекторы у сотрудников ЧОП. Кроме того, по вызову в течение 20 минут на объект может прибыть мобильная группа из двух охранников со служебным оружием", - говорят в столичном департаменте образования.

После прошлогодней стрельбы в московской школе N 263 эти меры уже не кажутся чрезмерными.

Но видеонаблюдение - это не только мера безопасности, но и способ быть ближе к ребенку. Пилотный проект реализуется в 20 московских садиках. Идею организовать для родителей трансляцию из игровых комнат поддержало 80 процентов москвичей на электронном референдуме. Как рассказал журналистам начальник отдела городского видеонаблюдения департамента информационных технологий Дмитрий Головин, доступ родителей к картинке с камер пока тестируется. Чтобы проект вышел из "пилота", нужно решить много юридических и технических вопросов: доступ к трансляции должны иметь только родители, и все они должны дать на это разрешение. Кроме того, канал нужно защитить от взлома. Стоимость услуги для пап и мам - тоже пока под вопросом. По предварительным оценкам, она может составить от нескольких сотен рублей до трех тысяч в месяц. Все зависит от числа камер.

- Мне идея нравится. Думаю, если проект пройдет стадию эксперимента и родители захотят к нему присоединиться, мы в нашем дошкольном отделении тоже поставим такие камеры, - говорит Татьяна Май.

Инфографика РГ / Леонид Кулешов / Ксения Колесникова

Подобный пилотный проект был опробован еще несколько лет назад в Казани.

- Мне позвонил один папа из Лондона. "Я сейчас сижу в аэропорту и смотрю через Интернет, чем занимается мой ребенок! - кричал он в трубку. - Это здорово, спасибо вам, что это стало возможным", - рассказала "РГ" заведующая казанским детсадом N 106 Миляуша Исхакова.

А в прошлом году такая же инициатива родилась в Нижнем Новгороде, где власти решили в рамках программы "Безопасный город" оснастить детсады не только системой видеонаблюдения, но и веб-камерами. Правда, возникает вопрос: не скажется ли "слежка" на работе воспитателей?

Заведующая кафедрой психологии развития Пермского госуниверситета Светлана Жданова считает, что все зависит от общей атмосферы в саду.

- Первое время система видеонаблюдения может внести дискомфорт в атмосферу детских учреждений или вызвать напряжение у воспитателей. Но потом, как правило, воспитатели перестают реагировать на камеры в помещениях групп. Кроме того, многое зависит от общей атмосферы в детсаду. Надо объяснить людям, что оборудование детских садов видеокамерами - это возможность быть ближе к ребенку и мера безопасности, а не способ контроля.

Официально

Как рассказали "РГ" в Минобрнауки России, ведомство постоянно ведет мониторинг оснащения школ системами видеонаблюдения. Первые результаты показали, что современная аппаратура есть не везде. В Челябинской области из 848 школ камеры установлены в 391. В Свердловской области ими оснащены более половины школ, а в Чеченской Республике - практически все. Все регионы должны предоставить аналогичные отчеты.

Кроме того, минобрнауки вместе с МВД "мониторит" состояние антитеррористической защищенности школ. Такое межведомственное соглашение действует с 1 января 2015 года.

Общество Образование ProРодитель
Добавьте RG.RU 
в избранные источники