В Монако открылась выставка "Романовы и Гримальди"

Одиннадцатого июля исполнилось 10 лет с того дня, когда Альбер II вступил в права правящего князя Монако.

Днем он устроил праздник своим подданным - монегаски собрались на дворцовой площади, где после выступления монарха был дан настоящий пир. А вечером князь Альбер II Гримальди, династия которого бессменно правит Монако на протяжении столетий, несмотря на бушующие вокруг социальные потрясения и войны, присутствовал на открытии выставки "От Шагала до Малевича. Революция авангарда", которая стала одной из кульминаций Года России в Монако.

Такой мощной выставки, отразившей дерзновенное социальное и художественное творчество, которое преобразило Россию и мир в первые десятилетия ХХ века, не создавали почти четверть века. Выставка в Монако напомнила легендарную "Великую Утопию", хотя нынешний экспозиционный шедевр выполнен в более современной стилистике, с уместным использованием мультимедийных средств.

Жан-Луи Прат, известный искусствовед и художественный куратор, собравший выставку столь концентрированную, что, переходя от работы к работе, просто невозможно перевести дух, визуально подтвердил слова Павла Филонова о том, что в начале ХХ века "центр тяжести по искусству переместился в Россию".

Сам факт, что в день годовщины своего правления князь Альбер II весь вечер провел с гостями из России, большинство из которых составляли представители музейного сообщества из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Тюмени, в высшей степени примечателен. Особенно в нынешнем политическом контексте, когда проведение культурных акций с европейскими и североамериканскими странами крайне редко поддерживается на политическом уровне. Впрочем, у монегасков и их монархов - многовековой опыт дипломатической мудрости, которая позволяла и позволяет сохранять национальное достоинство и максимально возможную государственную независимость княжества, площадь которого 2,02 квадратных километра.

После окончания Второй мировой войны отец Альбера II Ренье III создал эффективную экономическую модель, которая привлекла инвестиции и новых обитателей. Неслучайно государственный министр (премьер-министр) Монако Мишель Роже по поручению Альбера II выступал в январе нынешнего года с докладом о современной экономике на Гайдаровских чтениях в Москве.

Сегодня благополучие страны обеспечивают почти 37,5 тысячи жителей. Больше двух третей из них составляют иностранцы, являющиеся резидентами княжества, меньше трети - собственно монегаски, которые ведут свою родословную от тех генуэзцев, что 8 января 1297 года во главе с Франческо Гримальди сделали Монако самостоятельным городом-государством. В современном Монако ценят уважительный разговор на равных. Именно поэтому отношения России и Монако, не омрачавшиеся ни политическими, ни экономическими конфликтами, демонстрирующие неизменную дружбу лидеров обоих государств, поддерживаются более 350 лет.

В мае 1663 года служилый московский дворянин Иван Желябужский во главе дипломатической миссии, направлявшейся во Флоренцию и Венецию морем, попал в шторм, который заставил его зайти в порт Монако. Узнав об этом, князь Людовик I Гримальди пригласил неведомых чужеземцев посетить его дворец. При этом посланец князя добавил, что, если они спешат, то Людовик сам готов прибыть к ним на корабль. Именно так описал первую встречу русских и монегасков подьячий Никифоров.

Этот уникальный документ был продемонстрирован на выставке "Романовы и Гримальди", которую организовали Архивы Княжеского Дворца Монако совместно с Федеральным архивным агентством и Государственным архивом Российской Федерации. Она была открыта 9 июля в Библиотеке Княжеского дворца и личных апартаментах князя. Андрей Артизов, руководитель Росархива, и директор ГАРФа Сергей Мироненко предоставили уникальные материалы, свидетельствующие об особых отношениях двух монарших династий, в частности, страницы из дневников сестры императора Николая II, великой княгини Ксении Александровны о пребывании в Монако, записи другой сестры императора Ольги Александровны, в котором она описывает свою поездку в Монако вместе с вдовствующей императрицей Марией Федоровной в 1896 году, ряд других редчайших исторических документов.

Отдельная тема выставки - судьба Альбера I, знаменитого ученого-океанографа и гидрометеоролога. Он был тесно связан с русскими исследователями мирового океана. Так, на Шпицбергене в 1899 году он познакомился с адмиралом С.О. Макаровым, руководившим первым походом ледокола "Ермак". Альбер I был основателем океанографических институтов в Марокко и Париже. Созданный им Океанографический музей в Монако ныне стал базой Международного института океанографических исследований.

От своего предка - через столетие - князь Альбер II унаследовал увлеченность Арктикой и тайнами мирового океана. Он не раз бывал в нашей стране и ощутил магию ее пространства. И на дружбу готов ответить дружбой. Именно по инициативе Альбера II Монако в нынешнем году стало уникальным местом демонстрации высших достижений российской культуры. Сегодня за пределами двух российских столиц нет другого города, где было бы так ярко представлено великое художественное наследие нашей страны, равно как и нерв современной творческой жизни. 19 июля в Княжеском дворце пройдет концерт филармонического симфонического оркестра Монте-Карло под управлением Валерия Гергиева. Это художественное событие будут в прямой трансляции демонстрировать телевизионные компании обеих стран. Но желающих услышать и увидеть его живьем уже сейчас в разы больше, чем может вместить импровизированный концертный зал на внутренней площади дворца.

Мы часто говорим, что культура выше политики. Но как важно, когда совпадают усилия политиков и деятелей культуры. Это просто необходимо для полноценного бытия народов, которые рождают и первых, и вторых.