Московские терапевты перестанут ходить на вызовы

Все московские поликлиники к октябрю этого года должны перейти на новую модель работы. Такую задачу поставил сегодня перед главными врачами руководитель департамента здравоохранения Алексей Хрипун.

Он сообщил, что половина амбулаторно-поликлинических учреждений в столице уже работает по-новому. Эффективность их существенно повысилась, а главное, исчезла проблема доступности медицинской помощи. Записаться к врачу можно в течение дня, а попасть на прием - не позднее чем в течение одного-двух дней. Между тем, еще в начале года Алексей Хрипун вынужден был уволить одновременно пятерых главных врачей поликлиник как раз из-за того, что прикрепленные к ним москвичи не могли записаться к врачу в течение 10 и более дней.

Перемены в городе связаны с внедрением пилотного проекта, в корне изменившего организацию работы поликлиник, где он отрабатывался. В частности, терапевты там больше не делят свой рабочий день на прием в кабинете и поход по вызовам. Теперь приему больных у них посвящен весь день, а значит, и принять они могут вдвое больше людей. К тем же, кто нуждается в помощи на дому, выезжает бригада. "У ее членов имеется с собой мобильный кардиограф, набор лекарств, а, следовательно, они могут не только установить диагноз пациенту, как прежде ставил участковый врач, но и поставить укол, дать таблетку и т.д. И даже выписать больничный лист, не вынуждая действительно больного человека отправляться за ним в поликлинику", - рассказала "РГ" главный врач городской поликлиники N64 Инга Кокорева.

В диагностическом центре N5 пошли еще дальше.

- Врачи наших мобильных бригад с помощью современных средств связи из квартиры пациента вызывают нужного им узкого специалиста: кардиолога, эндокринолога или, скажем, уролога, - рассказал главный врач Владимир Грицаюк. В режиме видеоконференции они обсуждают картину заболевания, уточняют диагноз и варианты лечения. В этом разговоре может принять участие и пациент. Таким образом, не теряя времени и не заставляя человека бегать по разным кабинетам, проводится, по сути, врачебный консилиум в режиме он-лайн.

Пока эта форма взаимодействия врачей только отрабатывается, честно признается Грицаюк:

- А вот с сентября, когда мы всех врачей обеспечим планшетами и добьемся устойчивой связи между ними, это будет нормой.

Причем не только для связи с выездной бригадой, но и между врачами в самом ДЦ N5 и его шести филиалах. Тогда исчезнет еще одна проблема, от которой пока страдают москвичи во многих поликлиниках города - попасть на прием к узкому специалисту. Ведь достаточно прийти к терапевту, и он сам свяжется с коллегой и обсудит ситуацию, волнующую пациента. Вполне возможно, что прием у специалиста и не потребуется. А если он нужен, врач выдаст больному "красный талон" с пометкой "срочно".

Преобразования в поликлиниках коснулись и среднего медицинского звена. Медсестры вышли из кабинетов на так называемые "сестринские посты" и к инфоматам. Выписывают рецепты на льготные лекарства, направляют пациентов на медико-социальную экспертизу, выдают необходимые справки. А встречая больного, который еще только пришел записаться на прием, связываются с врачом и намечают пациенту углубленный маршрут обследования - чтобы в кабинет доктора он пришел уже со всеми необходимыми анализами. "Это очень важно, - говорит Владимир Грицаюк, - потому что врачи в таком случае перестают быть диспетчерами, а работают врачами - ставят диагнозы, лечат человека".

"Эти новшества нам во многом подсказаны москвичами в ходе краудсорсинг проекта "Московская поликлиника", - напомнил Алексей Хрипун. - Мы намерены и в дальнейшем координировать свои усилия по улучшению работы поликлиник с пожеланиями москвичей". Он уверен, что стандарт московской поликлиники со временем станет своего рода эталоном высокого качества, доступности и эффективности медицинской помощи не только в столице.