16.07.2015 15:58
    Поделиться

    Украина и Нидерланды забыли о своей ответственности за гибель Boeing

    Украина и Нидерланды должны стать главными фигурантами дела о гибели Boeing в Донбассе
    "Громче всех кричит "Держи вора!" сам вор", - гласит русская народная поговорка. Когда Украина и Нидерланды выступают в поддержку создания по линии Совбеза ООН международного трибунала для уголовного преследования ответственных за крушение пассажирского Boeing в Донбассе, они почему-то забывают, что несут непосредственную ответственность за эту трагедию. И если бы не халатность должностных лиц обеих стран, отвечающих за воздушные перевозки, пассажиры рейса MH-17 благополучно долетели бы из Амстердама в Куала-Лумпур. Впрочем, значительная доля вины лежит и на выполнявшей рейс малайзийской авиакомпании, не принявшей во внимание опасения в отношении небезопасности воздушного коридора над Украиной.

    Так что желание Малайзии, поддержанное Нидерландами, Австралией, Бельгией и Украиной, внести 21 июля на рассмотрение Совета безопасности ООН резолюцию о создании трибунала, выглядит несколько странным. Если, конечно, считать, что этот шаг предпринимается из желания установить ответственных за совершенное преступление, а не для того, чтобы сторонники резолюции позанимались политиканством в своих геополитических интересах. Но, похоже, именно этот аспект оказался решающим при подготовке документа. Как заметил хорошо знающий ооновскую кухню постоянный представитель России Виталий Чуркин, хотя резолюцию вносит малайзийская делегация, Соединенные Штаты и Британия поддерживают это предложение, может быть, даже активней самих малайзийцев: "Может наши англо-саксонские коллеги приложили руку к разработке этой идеи?".

    В этой связи весьма показательными выглядят действия родственников жертв катастрофы. Те из них, кто хочет добиться реальной компенсации от виновных, подают в суд на авиакомпанию Malaysia Airlines. Так, например, поступила супруга одного из погибших пассажиров Рейне Далзил. Она обвинила перевозчика в пренебрежении правилами безопасности при составлении маршрута полета. В иске говорится, что регион Донбасса был признан международным сообществом зоной конфликта, над которым к моменту крушения лайнера запретили летать американским авиакомпаниям. Родственники погибших в катастрофе в Донбассе граждан Германии намерены подать иск с требованием компенсации против Украины в Европейский суд по правам человека. По словам адвоката истцов, "каждое государство несет ответственность за свое воздушное пространство, если оно официально открыто для полетов".

    Но есть и другая категория родственников, которые по своей воле или по настоятельной рекомендации, заинтересованы в превращении будущих судебных заседаний в политическое шоу в расчете на интерес прессы и пиар. В среду стало известно, что в суд американского Чикаго поступил иск на 900 миллионов долларов к бывшему командиру ополчения Игорю Стрелкову. Среди подавших его лиц - шесть подданных Великобритании. В иске говорится, что ответчиком по делу должна стать Россия, поскольку Стрелков якобы действовал под очевидным руководством ее правительства. Смысл иска очевиден - связать события в Донбассе с "рукой Москвы", выставив Россию виновной в гибели лайнера. Такую же далекую от объективного расследования цель ставит и внесение заведомо непроходной резолюции в Совет безопасности. Авторы документа не стремились к тому, чтобы резолюция была принята и способствовала установлению виновных в трагедии. Их цель была в ином - спровоцировать скандал и громкую перепалку перед камерами в стенах Организации Объединенных Наций, чтобы настроить общественное мнение против Москвы и ее союзников. Выставить перед неискушенным в юридических и дипломатических тонкостях обывателем Россию в качестве государства, противодействующего установлению виновных в катастрофе Boeing.

    При этом даже авторы документа, по словам постпреда России при ООН, признают: уничтожение малайзийского самолета - уголовное преступление. При всем трагизме случившегося квалифицировать уничтожение одного самолета в качестве "угрозы международному миру и безопасности" - очевидная попытка "пришить свинье ослиные уши". Попытки протащить через Совбез малайзийскую резолюцию выглядят, по мнению Чуркина, неуместными еще потому, что в Нидерландах продолжается расследование инцидента, и комиссия еще не представила своих выводов. Хотя уже допустила "случайную" утечку из готовящегося доклада телекомпании CNN.

    Но если государства, поддержавшие малайзийскую резолюцию, так уверены в необходимости трибунала для расследования ситуации с Boeing, одновременно им следует создать трибунал, который займется преступлениями, совершенными в Донбассе украинскими военными. В регионе жилые кварталы и гражданские объекты подвергаются регулярным обстрелам, а число гражданских лиц, погибших от рук украинских военнослужащих, идет на тысячи. Эти факты - законный повод для создания международного трибунала по Украине, но представители Европы и США в Совбезе о такой резолюции вести речь не хотят.

    Весьма любопытные данные приводит европейская пресса. Выяснилось, что власти поддержавших малайзийскую резолюцию Нидерландов, знали о небезопасности воздушного пространства над Восточной Украиной. Киев, по данным источников, за несколько дней до катастрофы якобы предупреждал по дипломатическим каналам Гаагу о повышенном риске полетов над Донбассом. Но голландские чиновники ничего не предприняли в связи с этой информацией, а Украина безответственно оставила свое воздушное пространство открытым для международных перевозок.

    И если родственники погибших пассажиров Boeing действительно хотят установить виновных в гибели близких, а не становиться пешками в чужой нечистоплотной игре, они должны задаться вопросом - почему от проводимого в Нидерландах расследования оказались отстранены российские эксперты, но в нем принимают участие представители Украины. На эту красноречивую деталь обратил внимание Чуркин: "Мы видим, что наши эксперты отстранены от дела. Лишь иногда им дают какую-то информацию о том, как ведется расследование".

    Вместо тесного сотрудничества с целью установить истину нынешнее расследование катастрофы стало национальным "междусобойчиком", проходящим в засекреченном режиме с участием нескольких государств. Неудивительно, что такое расследование, заранее сделавшее нужные для участвующих в нем стран выводы и подгоняющее доказательства под свое обвинительное заключение, не может вызывать доверия. В этой связи весьма примечательную оговорку допустил премьер Малайзии Наджиб Разак. В четверг он заявил, что ему "уже сейчас очевидны причины произошедшего". Примечательно, что эта фраза прозвучала задолго до завершения официального расследования, проводимого Нидерландами.

    Возможно, родственникам жертв катастрофы следовало бы обратить внимание на точку зрения ветерана американской разведки Реймонда Макговерна, работавшего в течение 27 лет аналитиком ЦРУ. Он, в частности, считает, что если бы в распоряжении США находились убедительные доказательства, что лайнер был сбит ополченцами, то эти сведения давно звучали бы в рамках ведущейся антироссийской пропаганды. Но за год после катастрофы, американские спецслужбы либо не собрали нужные сведения, либо получили развединформацию, которая противоречит выдвинутым против ополченцев и России обвинениям. И теперь администрация США замалчивает эти данные, поощряя своих союзников к тому, чтобы устраивать вокруг гибели лайнера антироссийские шоу на различных международных площадках. С расчетом на то, что об истинных виновниках гибели малайзийского Boeing никогда не станет известно.

    Поделиться