В этот день состоится только голосование за отправку законопроекта №2217(а) "О внесении изменений в Конституцию Украины (о децентрализации власти)" на экспертизу в Конституционный суд. Примерно через месяц депутаты должны будут рассмотреть поправки по существу - значительной переработке подверглись полтора десятка статей. И только в сентябре состоится окончательное голосование, требующее конституционного большинства в две трети состава парламента. В силу конституционная реформа вступит через три месяца, то есть в декабре 2015 года, как и оговорено в Минских соглашениях.
Децентрализация "по Порошенко" предполагает изменение административного устройства Украины - уйдут в небытие районы, появятся общины и регионы, руководить которыми будут назначаемые президентом по согласованию с правительством префекты. Изменится и бюджетные отношения между уровнями власти - вводится так называемый принцип "субсидиарности", позволяющий местным властям самостоятельно, без подсказок из центра, соизмерять возможности бюджетов всех уровней с потребностями общины, иными словами, им будет дана относительная финансовая свобода. Уже сейчас понятно, что судьба изменений не будет безоблачной: поддерживают их только Блок Петра Порошенко и "Народный фронт". В свою очередь, во фракции "Батькивщины" законопроект назвали "бессистемными декларациями и спекуляциями", похожего мнения придерживаются во фракции "Оппозиционного блока", и некоторых других депутатских объединениях и группах.
Однако, не это главное. Следует напомнить, что предложенные изменения - прямое следствие Минских соглашений: проведение конституционной реформы до конца 2015 года предусмотрено пунктом №11 Комплекса мер по их выполнению, и только после этого Киев получит право говорить о возвращении контроля над границей, причем "в консультациях и по согласованию" с представителями Донбасса. Но, видимо, Петр Порошенко не полностью ознакомился с документом, который обязался выполнять, поскольку конституционная реформа и децентрализация, следуя тексту соглашений, должны происходить "с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов", а также предполагают "принятие постоянного законодательства об особом статусе" этих районов.
И с точки зрения Минских соглашений иначе как профанацией и шулерством предложенную Порошенко децентрализацию назвать сложно. Во-первых, в списке предложенных изменений в конституцию вообще не содержится упоминаний о Донецкой и Луганской области, их как бы нет. Упоминание содержится только в конце законопроекта (который не нужно путать с самой конституцией), в переходных положениях, где сказано, что особенности местного самоуправления там определяются отдельным законом. Во-вторых, нет ни проекта нового закона, ни ссылки на формально принятый еще в сентябре прошлого года, но так и не вступивший в силу закон "об особом порядке самоуправления". Причем этот закон носит временный характер - рассчитан на три года, и тоже не соответствует требованиям Минских соглашений, где, еще раз напомним, говорится о постоянном законодательстве, и не об "особенностях самоуправления", а именно "об особом статусе".
Но ведь есть еще и примечания, увязанные с пунктом о конституционной реформе, где постулируются и языковое самоопределение, и участие властей "отдельных районов" в назначении глав органов прокуратуры и судов, и создание отрядов народной милиции, а также многое другое, чего официальный Киев, судя по риторике и действиям, исполнять категорически не намерен. Там даже отказались рассматривать предложенные Донецком и Луганском варианты поправок к конституции, что, на практике тоже является нарушением соглашений. От словосочетания "особый статус" и Порошенко бежит как черт от ладана.
"Проект изменений в конституцию не предусматривает никакого особого статуса для Донбасса. Все эти слухи от лукавого", - заявил Порошенко, представляя закон три недели назад, и еще не раз с незначительными вариациями повторил сказанное.
О том же, но менее артистично, вот уже неделю твердит верный президенту спикер парламента Владимир Гройсман, бывший мэр Винницы, "родового гнезда" Порошенко. Не исключено, что скоро оба будут продвигать в украинские массы мысль о том, что и сами Минские соглашения - тоже "от лукавого". По крайней мере, отдельные украинские политики, эксперты, журналисты и "активисты" уже говорят, что Донбасс лучше в той или иной форме "отдать", и не настаивать на территориальной целостности Украины, которая, кстати, тоже упомянута в совместной декларации лидеров России, Франции, Германии и Украины по итогам встречи в Минске. Получится ли у Порошенко пустить пыль в глаза гарантам мирного урегулирования на Донбассе - покажет время, поскольку даже само одобрение реформы Радой под вопросом.
Но есть очевидные признаки того, что, по крайней мере, в Европе, его плутовство уже видят невооруженным глазом. "Мы можем посоветовать Украине, что необходимо изменить в конституции для того, чтобы реализовывать договоренности, достигнутые во время второй встречи в Минске. В частности, пункта о предоставлении особого статуса Донбассу. Чтобы в полной мере реализовать минские договоренности, необходимо упомянуть об этом в Конституции", - заявил не так давно генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд. В свою очередь председатель Европарламента Мартин Шульц, будто чуя неладное, предлагает продлить действие Минских соглашений, ограниченное 2015 годом, за рамки этого термина. Но куда более конкретно высказываются на Донбассе.
"Украина проводит административную реформу, чтобы изобразить децентрализацию. Мы оставляем административное деление таким, какое оно было до войны, и считаем планы Киева профанацией", - таково мнение председателя Народного совета Донецкой народной республики Андрея Пургина, которое разделяют и другие руководители республик. Порошенко продолжает спекулировать на "особом статусе" Украины в глазах США и Европы, но, похоже, кредит доверия ему персонально и киевскому режиму в целом, там уже на исходе. И без сомнения, там есть понимание, что ни манипуляции с конституцией, ни упрямое нежелание вести диалог с Донбассом, мир в центре европейского континента, который важнее "особых отношений с Киевом", не приближают.
Отказываясь исполнять ключевые положения Минских соглашений, Порошенко загоняет ситуацию в глухой угол, и не оставляет Донбассу, Украине и гарантам мира выбора. Возможно, он рассчитывает на более выгодный ему лично "Минск-3", хотя о том, что его не будет, участниками и гарантами процесса сказано неоднократно. И в этой связи президенту Украины стоит вспомнить, что в мировой дипломатии есть прецеденты, когда европейское государство, не желающие признавать право наций на самоопределении, было к этому принуждено Совбезом ООН. Так произошло с Югославией в 1999 году, когда Косово получило "существенную автономию и реальное самоуправление", но "признавая территориальную целостность Югославии".
Кстати
Венгрия заявила о том, что занимается активным шпионажем в Киеве. Об этом написал портал The Budapest Beacon со ссылкой на руководителя венгерской внешней разведки Яноша Лазара.Причинами таких действий стала война в соседнем государстве, опасения по поводу положения венгерского меньшинства в Закарпатской области, а также неконтролируемый рост беженцев, пояснил Лазар на слушаниях в парламенте. "Венгерские шпионы в последнее время активно работали в Киеве, как, впрочем, и шпионы других соседей по региону, чтобы гарантировать политическим лидерам продвижение интересов Венгрии", - отметил он. По словам чиновника, "впервые за 25 лет Венгрия открыто проводит подобного рода деятельность в полной оппозиции к пожеланиям украинского правительства".
Подготовил Александр Саможнев