- Это первая поставка техники подобного типа не только в масштабах Урала, но и всей России. Новые автобусы дешевле в эксплуатации, чем традиционные дизельные, и экологичнее, - подчеркнул замминистра промышленности республики Геннадий Свидерский в ходе визита на международную выставку ИННОПРОМ 8-11 июля. - Конечно, придется преодолеть сложности, связанные со слабым развитием инфраструктуры АГЗС в Свердловской области, организовать сервисный центр, провести обучение, но, думаю, вместе мы справимся.
В прошлом году белорусы представили на ИННОПРОМе свыше 100 разработок в энергосбережении, транспорте, машиностроении, металлургии, химической, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслях, медицине. Общая площадь экспозиции превысила 700 квадратных метров. В этом году объединенный стенд был немного скромнее, ряд предприятий предпочел выставляться отдельно в составе торговых домов, однако промышленные "тяжеловесы", такие как объединение "Интеграл", холдинг "Белстанкоинструмент", БелАЗ, Минский механический завод имени Вавилова (ММЗ) и другие, себе не изменили.
- Нам очень интересен Урал в качестве рынка сбыта: российские производители не могут на 100 процентов закрыть спрос на бытовые счетчики энергоресурсов, - раскрывает цель визита в Екатеринбург Алексей Шамалин, ведущий маркетолог ММЗ.
Также белорусская делегация приняла участие в совете делового сотрудничества со Свердловской областью. В отличие от предыдущей встречи в апреле этого года, когда предприниматели посетовали, что их инициативы стопорятся на этапе согласований с чиновниками, в этот раз разговор получился более оптимистичным. Возможно, подействовала публичная критика или кризис подхлестнул, но многие совместные проекты с тех пор заметно продвинулись вперед.
Так, представители Уральского дизель-моторного завода (УДМЗ) сообщили, что 12-цилиндровый высокооборотный двигатель, разработанный для карьерного самосвала "БелАЗ" грузоподъемностью 200-220 тонн, уже проходит стендовые испытания. В декабре планируется поставить его в Беларусь и начать опытную эксплуатацию.
Среди других положительных примеров сотрудничества - поставка на Урал четырех лесозаготовительных машин от "Амкодора", совместная работа "Интеграла" и Уральского оптико-механического завода над аппаратами ИВЛ и кювезами для выхаживания младенцев. Также, по словам министра промышленности и науки Свердловской области Андрея Мисюры, уральская научно-производственная компания "ВИП" и ММЗ договорились о серийном производстве датчиков расхода газа. В эти дни первые образцы продукции проходят сертификационные испытания в Минске.
Еще одна уральская фирма - "Эльст-техсервис" - намерена реализовать с белорусскими станкостроителями проект объемом 300 миллионов рублей и уровнем локализации 80 процентов. Заявка на софинансирование в размере 210 миллионов отправлена в Фонд развития промышленности РФ. В случае положительного решения будет создано совместное предприятие.
Но, пожалуй, самым значимым шагом в производственной кооперации между Уралом и Беларусью можно назвать создание машиностроительного кластера для горной промышленности. На ИННОПРОМЕ состоялось подписание плана-графика, согласно которому Уралмашзавод и БелАЗ консолидируют свои усилия. Помимо производителей, в кластер войдут центры компетенций, проектировщики горного оборудования и ученые: Институт горного дела Уральского отделения РАН, БелАЗ и Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук РБ договорились о совместных НИОКР.
В списке перспективных направлений для сотрудничества - проекты химпрома. В частности, "Беласептика", уже 8 лет поставляющая антисептики в российские больницы, готова расширить сбыт за счет мясокомбинатов, птицефабрик и цехов по производству комбикорма. Сегодня свердловские пищевики закупают порядка 3,5 миллиона тонн концентратов дезинфицирующих веществ в Европе. Из-за курса валют их стоимость выросла в два раза.
Вместе с тем члены белорусской делегации признали, что полностью барьеры для сотрудничества не устранены.
Мы готовы и модернизировать оборудование, и поставлять новое. Интерес со стороны уральских предприятий большой, проблема в том, что очень много времени уходит на согласование закупок по федеральной программе техперевооружения. Кроме того, суммы конкурсных обеспечений очень высоки, комментирует Карина Лущай, начальник отдела продаж Минского завода Октябрьской революции.
- Наши основные потребители - российские заводы ОПК, раньше они были ориентированы, в основном, на западных поставщиков, теперь на Юго-Восточную Азию. Не совсем понятно, почему. Ведь наши станки собраны по ГОСТам, полностью сохранен технологический цикл, техпроцессы и марки стали идентичны, наши инженеры учились по тем же стандартам, что и российские, - добавляет Максим Алексеенко, инженер завода "Красный борец". - Возможно, решающим фактором в пользу азиатской продукции является цена, но я уверен, что по качеству она уступает белорусской.
Денис Мантуров, министр промышленности и торговли России:
- Импортозамещение в рамках Евразийского экономического союза не просто возможно, оно уже реализуется. Ограничения на закупку иностранной техники никак не касаются товаров из Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении. В свою очередь, коллеги по ЕАЭС тоже должны закупать технику наших предприятий.
Геннадий Свидерский, заместитель министра промышленности Беларуси:
- В этом году темой ИННОПРОМА стала "Эффективная промышленность". Как этого достичь? Через сотрудничество. В частности, машиностроительный кластер для горнодобычи - реальный пример того, как Беларусь и Свердловская область могут эффективно дополнять друг друга. Или другой пример, из энергетики. Исторически так сложилось, что на ТЭЦ Беларуси стоит оборудование в основном Уральского турбинного завода (УТЗ). Теперь у него появится возможность не только заняться модернизацией станций, но и участвовать в тендерах на строительство новых. Взамен Россия готова рассматривать продукцию холдинга "Белстанкоинструмент" при модернизации УТЗ и Уралтрансмаша.