Исходил этот посыл от вице-президента Еврокомиссии Мароша Шефчовича, который накануне выразил недовольство планами "Газпрома" по строительству газопроводов "Турецкий поток" и "Северный поток-2" (Nord Stream-2). Европейский чиновник полагает, что Россия таким образом стремится сделать украинскую транзитную систему менее актуальной или прекратить поставки через Украину полностью. "Это просто неприемлемо для ЕС", - отмечает Шефрович.
Реагируя на это замечание, Косачев отметил, что ЕС уходит от классической деполитизированной формулы поставок газа "производитель (Россия) - транзитер (без разницы) - потребитель ЕС" и таким образом совершает то, в чем долго обвинял Россию: политизирует тему поставок. "Вот она, чистой воды геополитика без признаков геоэкономики", - подчеркнул сенатор.
В Совфеде уверены, что сохранение рискованного маршрута поставок газа через Украину, которая уже оставляла европейских потребителей без "голубого топлива" в зимний сезон без привязки к геополитическим конфликтам, имеет целью лишь одно - внедрить в оборот политизированную схему "ЕС и Украина, с одной стороны, против России, с другой". Однако такой подход противоречит прежде всего интересам самого ЕС. "Северный и южный маршруты газопроводов из России в европейские страны означали бы десятилетия беспроблемного партнерства. В идеале - в том числе с участием Украины как территории центрального маршрута", - отметил Косачев.
По его мнению, Евросоюзу вообще следовало бы радоваться, что партнер за свои средства развивает инфраструктуру для последующего совместного использования без проблемных посредников. "Но Евросоюз, как выясняется, - не про интересы потребителей. Или не столько про них. Когда надо освоить еще одну территорию, не до потребителей. Или, точнее, им придется потерпеть. На кону - гораздо больше.
Европа в собственном распоряжении Евросоюза, до самой разделительной линии там, на Востоке", - заявил Косачев.
Парламентарий полагает, что возведением "Киевской стены" ЕС стремится отделить Европу от неудобной и нежеланной России, более не считающейся партнером. "Ну а потребитель, особенно на юге Европы, даже если и померзнет - не впервой. Так его на желании отгородиться от России легче удерживать. Правда, есть ощущение, что "Киевская стена" может стать "стеной плача" для европейских домохозяйств", - заключил Косачев.