Считаю, Совет Федерации с этой задачей справился. Нормативные правовые акты, необходимые для преодоления кризисных явлений, укрепления социальной защищенности населения, возобновления экономического роста, запуска процесса импортозамещения, стимулирования инвестиционной активности, поддержки регионов, палата одобрила. Ни один по-настоящему важный, приоритетный закон не остался непринятым. Конечно, чтобы возобновился устойчивый рост экономики, потребуется время. Вместе с тем сегодня можно с уверенностью сказать, что худший вариант развития событий не состоялся и не состоится. Российская экономика и российская финансовая система не только выстояли, но и сумели достаточно быстро адаптироваться к негативным последствиям санкций.
Бесспорно, ключевую роль здесь сыграл запас прочности, накопленный отечественной экономикой в предшествующие годы. Но не менее важную роль сыграла также высокая степень консолидации российского общества, глубокое понимание своей ответственности за судьбу России, проявленное ведущими политическими силами страны. Несмотря на трудности, обстановка в стране остается стабильной. Деловые круги постепенно выходят из состояния растерянности и выжидания, общественные настроения освобождаются от тревожности. Все понимают: в условиях, когда на страну со стороны Запада оказываются политический нажим и экономическое давление, сопоставимые с худшими временами эпохи "холодной войны", мы должны полагаться в первую очередь на самих себя.
Поясню сказанное. Россия была и остается важной неотъемлемой частью мирового сообщества, ни о какой изоляции от него с нашей стороны не может быть и речи. Такой "подарок" недругам России, а они, безусловно, есть, мы не сделаем, не встанем на путь, ведущий к отставанию. В то же время один из важнейших уроков глобального кризиса 2007-2009 годов, а также последующих лет заключается в том, что основа процветания такой страны, как наша, - это как можно более полное и рациональное использование собственного национального богатства. В расчете на душу населения оно у нас одно из самых больших, возможно, даже самое большое в мире. При этом отдача от него у нас одна из самых низких в мире.
Есть признаки того, что после длительного спада мир входит в очередной период устойчивого экономического роста. Принципиально важно, чтобы Россия использовала открываемые этим возможности присутствуя в глобальной экономике не только в качестве поставщика сырьевых и энергетических ресурсов, но и как значимый производитель конкурентоспособной продукции с высокой степенью переработки.
Иными словами, принятые в последнее время решения, законы, стратегии, программы, другие документы следует рассматривать как первый шаг по пути масштабного обновления своей экономики. Обновления технологической базы, отраслевой структуры, системы управления. Преодолевать возникшие проблемы следует не для того, чтобы, сделав это, застыть в предшествующем состоянии, а для того, чтобы идти дальше, сокращая отставание от стран-лидеров мировой экономики.
Именно под этим углом зрения мы уже сейчас рассматриваем, оцениваем законопроекты в области экономики, исходящие от правительства России, регионов, других субъектов законодательной инициативы. Думаю, будет правильно, если с выходом на траекторию экономического роста такой подход в работе законодателей станет главным, доминирующим. В противном случае можем в очередной раз успокоиться и как следствие - в очередной раз отстать. Вопрос только в том, предоставит ли нам жизнь еще один шанс для рывка вперед?
Хотя и задаю этот вопрос, тем не менее, считаю, что основания для оптимизма в оценке перспектив нашего экономического и социального развития имеются. Я вижу, как меняются настроения в обществе: люди готовы активно участвовать в переводе отечественной экономики на современные рельсы. Аналогичные изменения происходят и в российских деловых кругах, включая государственные корпорации, крупный бизнес. Это отчетливо дало себя знать на недавнем Санкт-Петербургском международном экономическом форуме.
Для меня как законодателя особенно важным сигналом в этом плане стало улучшение взаимодействия Совета Федерации с правительством РФ, федеральными министерствами и ведомствами. Мы всегда слушали, но не всегда слышали друг друга. В период осенней и весенней сессии ситуация заметно изменилась. Наше сотрудничество стало более плотным. И что особенно радует, исполнительная и законодательная власти ведут разговор, что называется, на равных, внимательно относясь к мнению друг друга, стремясь найти взаимоприемлемые, оптимальные решения.
И это удается. Так, Совет Федерации принял самое активное участие в рассмотрении поправок в бюджет текущего года. Свою позицию по корректировке мы изложили в специальном постановлении палаты. В окончательной редакции закона учтены более 50 поправок, внесенных сенаторами.
Сказанное не означает, что во взаимоотношениях законодательной и исполнительной власти воцарилась идиллия. Да ее и в принципе быть не может. Если бы она была достижима, не понадобилось бы разделение властей, системы сдержек и противовесов. Серьезной проблемой в нашей деятельности как законодателей остается преодоление лоббизма. Сам по себе лоббизм - нормальное явление, так как у каждого министерства, ведомства, отрасли экономики, социальной сферы есть свои интересы. Но не всегда они совпадают с общественными интересами, интересами регионов. Мы видим свою задачу, чтобы ограничивать влияние лоббизма, находить взвешенные решения. Но и лоббисты не дремлют: иногда уходит много сил и времени, чтобы, несмотря на их усилия, провести решение, отвечающее интересам всей страны. Как, например, в случае с принятием закона о запрете дрифтерного промысла. Поэтому считаю, что требуется скорейшее принятие закона о лоббизме в России. Понимаю, что он не станет панацеей. Тем не менее, как говорят ученые, лучше хоть какая-то система, чем никакой.
Другая проблема во взаимоотношениях с исполнительной властью - расходы на социальную сферу. Это всегда камень преткновения при прохождении в Государственной Думе и Совете Федерации проекта бюджета. Даже в годы, благоприятные с точки зрения финансового положения страны, финансово-экономический блок правительства РФ стремится сэкономить на социальных расходах. Совет Федерации всегда противодействует этим устремлениям. Потому что социальная сфера - это сфера формирования человеческого капитала - главного богатства страны, ключевого фактора ее конкурентоспособности.
Бесспорно, из этого не следует, что на социальную сферу следует тратить деньги бессчетно. Здесь тоже действуют принципы приоритетности, рационального использования выделенных средств, платности в разумных пределах. Мы лишь против того, чтобы составители бюджета видели главный инструмент преодоления бюджетных трудностей в экономии на социальных расходах. В конце концов нам удается найти общий язык с финансово-экономическим блоком правительства РФ в этом вопросе, но нередко только благодаря поддержке главы Российского государства.
Для всех было бы лучше, если бы бюджетные власти внесли коррективы в идеологию своей деятельности. Мы в полной мере отдаем себе отчет в сложной финансовой ситуации в стране, и, как говорится, лишнего на социальную политику, социальную сферу не запрашиваем. В то же время при прохождении бюджета исходили и исходим из того, что финансирование этого сектора не должно быть на уровне, когда социальное развитие оказывается под угрозой остановки и даже отката назад.
Совет Федерации ушел на каникулы. Но, как и в предыдущие годы, каникулы эти относительные. В весеннюю сессию приняты решения первостепенной значимости для страны. Принципиально важно, чтобы они претворялись в жизнь. Люди должны видеть, что при всей сложности положения дел оно не драматическое, что мы можем преодолеть спад, двинуть экономику, социальную сферу вперед. Вот почему мы договорились, что в период отпуска будем внимательно анализировать экономическую и социальную ситуацию в своих регионах, смотреть, как работают антикризисные планы, какие проблемы вызывают беспокойство. Осенью вернемся к этому вопросу, сформулируем конкретные рекомендации для федеральных и региональных органов государственной власти.