Власти КФО не успели освоить средства на капремонт жилья

К середине лета 2015 года в Крыму и Севастополе не успели выполнить прошлогоднюю программу капремонта жилья. Затянули новые субъекты федерации и с наполнением информацией о состоянии жилого фонда единой базы "Реформа ЖКХ". Несмотря на это, Фонд содействия реформированию ЖКХ подтвердил выделение средств на программу капремонта 2015-2016 годов.

Не уложились в график

Капитальный ремонт жилья в России проводится на условиях софинансирования бюджета и собственников. Двум новым субъектам в прошлом году сделали поблажку и выделили необходимые средства из бюджета. Взносы на капремонт крымчане и севастопольцы начнут платить только с июля 2016 года. Однако освоить выделенные деньги в срок не удалось. В Крыму, например, в казну вернулись 12 миллионов рублей.

- Госкорпорация Фонда содействия реформированию ЖКХ согласовала перенос средств прошлогодней программы на текущий год, - рассказал министр ЖКХ РК Александр Жданов. - Совмин РК уже утвердил порядок финансирования и продлил действие документа до 30 августа 2015-го. К этой дате мы успеем, потому что осталось лишь установить новые лифты в пяти многоквартирных домах Симферополя.

Дальше начнется реализация программы 2015 года, предполагающей капремонт в 392 домах, где живут более 56 тысяч человек. В Севастополе до конца 2016 года власти намерены отремонтировать 549 домов с количеством жильцов более 75 тысяч человек. Программы капремонта уже сверстаны, но подать заявки на получение средств через фонд ЖКХ чиновники планируют до конца июля.

- Было принято решение выделить двум субъектам КФО 1,5 миллиарда рублей без софинансирования со стороны субъекта и граждан, - сообщил гендиректор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин. - На 2015-2016 годы Крым получит 649 миллионов рублей, Севастополь - 851 миллион.

Финансироваться программа капремонта в нынешнем году будет поэтапно. Первые 30 процентов суммы фонд выделит после принятия положительного решения о финансировании. Еще 30 процентов - по мере заключения договоров с подрядчиками о выполнении работ. Оставшиеся суммы субъекты получат, предоставив акты приема работ.

Штраф за опоздание

Но и в нынешнем году реализовать программу капремонта в срок вряд ли получится. Департамент городского хозяйства правительства Севастополя боится потерять время из-за конкурсных процедур и предлагает продлить действие местного закона, позволяющего делать закупки у единственного поставщика.

- Если Заксобрание не поддержит инициативу, потребуются дополнительные 60 дней на выбор подрядчика и получение финансирования, - объяснил директор департамента городского хозяйства Севастополя Олег Казурин.

В фонде посоветовали объявлять торги, не дожидаясь поступления денег. Тогда ремонт начнется уже в сентябре.

- В прошлом году была выделена небольшая сумма, но два объекта в Севастополе до сих пор недоделаны, поэтому я призываю буквально завтра начинать действовать, - говорит Константин Цицин. - Конкурсные процедуры можно проводить и без заявки в фонд. За месяц-полтора все будет сделано, и в конце августа - начале сентября ремонт должен начаться. В случае срыва графика регион понесет финансовую ответственность. Чтобы не было штрафов, надо правильно спланировать программы строительства и закупок работ уже сейчас.

Оцифровать крыши

В Фонде содействия реформированию ЖКХ говорят, что сегодня необходимо начинать подготовку и долгосрочных программ капремонта на 30 лет вперед. В их основу должны лечь сведения о состоянии жилого фонда, полученные в процессе его инвентаризации.

- До 1 июля в единую информационную базу "Реформа ЖКХ" нужно было внести сведения обо всех домах на территории КФО, потому что их наличие в системе является основанием для финансирования работ, - рассказал начальник управления информационных технологий фонда Марат Петрин. - Однако в Севастополе в базу внесена информация о 1852 домах из 3500 (миллион квадратных метров из семи). В Республике Крым - о 14679 из 15000 строений (16 из 23 миллионов квадратных метров общей площади).

Чтобы ускорить процесс формирования информационной базы, фонд еще в прошлом году предоставил КФО образец паспорта капремонта, максимально сократив в нем количество пунктов. Но документы оказались заполнены лишь на 26 процентов: данные о большинстве домов содержат только их адреса и ноль информации о техническом состоянии, хотя именно она нужна для формирования долгосрочной программы.

- С этой информацией нельзя ни просчитать примерную стоимость работ, ни создать финансово устойчивую программу капремонта, - продолжает он. - Не внесены в реестр и аварийные дома.

Помочь наполнению информационной базы должны управляющие компании, которых обязывают раскрывать информацию о своей финансово-хозяйственной деятельности и состоянии обслуживаемых домов. В Севастополе пока заполнены паспорта только 18 процентов строений, на что обратила внимание городская прокуратура: она вынесла представления об устранении нарушений 22-м из 43-х управляющих компаний.

В РК зарегистрированы и раскрывают информацию о своей деятельности 354 управляющие организации, которые предоставили сведения о 6445 домах.

- Процент раскрытия информации об управляющих компаниях 38,8, а о домах - 21. То есть ни одна организация законодательные требования не выполнила, - резюмировал Марат Петрин.

Оператор без головы

Не заработал в Крыму и созданный в конце прошлого года региональный оператор, который должен заняться организацией капремонта.

- Из 20 штатных единиц половина вакантны, - рассказала советник экспертно-аналитического департамента фонда Мария Мельникова. - В конце мая уволился руководитель, и до сих пор не объявлен конкурс на замещение должности. У организации нет сайта, который должен рассказывать о грядущей реформе. А ведь региональный оператор призван аккумулировать взносы и обеспечивать своевременный капремонт.

Кроме того, до конца нынешнего года субъекты должны подготовить и утвердить нормативно-правовую базу для запуска региональной системы капремонта. Республика утвердила график принятия таких документов, из которого, правда, уже выбилась. До 1 июля планировали утвердить порядок предоставления информации о состоянии спецсчетов регионального оператора и минимальный взнос на капремонт. Еще в мае власти должны были определить порядок контроля над деятельностью регионального оператора, но его тоже нет.

- Еще шесть нормативных актов должны быть приняты в сентябре и октябре, - продолжает она. - Затягивать нельзя, потому что рекомендованный минстроем РФ срок введения взносов на капремонт - 1 июля 2016 года. Остается совсем немного времени, а еще нужно довести новый порядок до всех участников процесса, в том числе муниципальных образований, на которые возложена часть функций.

Комментарий

Ирина Контратюк, начальник инспекции по жилищному надзору РК:

- Можно, конечно, уже сейчас наказывать нарушителей, но ответственность за неполное раскрытие информации управляющими компаниями очень жесткая. И если мы применим к ним эти санкции, рынок УК будет полностью уничтожен месяца за полтора. А этого делать нельзя, ведь он только формируется. Управляющие компании не могут быстро внести в базу данных сведения о состоянии жилого фонда, потому что многие дома не имеют технической документации. К тому же только 83 процента многоквартирных домов выбрали управляющую компанию. И чтобы собрать сведения о состоянии жилого фонда и внести их в информационную базу, потребуется больше времени, чем предполагалось.