Одна вместо пяти
Министерство жилищно-коммунального хозяйства РК проведет эксперимент в двух многоквартирных домах в Симферополе, на улице Балаклавской. Суть проекта в переходе от абонентских книжек оплаты пяти видов услуг - электроэнергии, отопления, природного газа, холодной и горячей воды - к единой квитанции для оплаты всех услуг ЖКХ.
- Когда мы убедимся в эффективности новой системы, распространим ее на весь Крым, - рассказал министр ЖКХ РК Александр Жданов. - Но пока сопротивляются поставщики - они хотят работать со своими платежками и почему-то боятся, что их обидят.
Казалось бы, новая упрощенная система повысит собираемость платежей ЖКХ. Но несколько лет назад, когда в Крыму уже пытались создать единый расчетный центр, поставщики коммунальных услуг отказались предоставлять ему свои абонентские базы. Мотивировка была простой - посредник между производителями и потребителями не нужен. Их не устраивало, что платежи должны были сначала поступать на счет единого центра, а затем уже распределяться между предприятиями, на что требуется дополнительное время. Чиновники же объясняли провал проекта тем, что поставщики услуг не хотят сделать прозрачной свою бухгалтерию. Не повторится ли подобная ситуация и в этот раз?
В России оплата услуг ЖКХ по единой квитанции - распространенная практика. Рано или поздно она станет повсеместной и в Крыму. Потребители от этого выиграют, потому что гораздо удобнее получить готовый документ, а не заполнять несколько абонентских книжек, самостоятельно рассчитывая размер ежемесячного платежа. Впрочем, есть у единой квитанции и минус: если потребитель не может оплатить всю сумму сразу, разбить ее на части не получится. А за просрочку платежа вводятся пени и штрафы.
Поделить воду
Необходимость перехода на единую платежку вызвана еще и тем, что теперь поставщиком услуг конечным потребителям будут не ресурсоснабжающие предприятия, с которыми у каждого потребителя были прямые договоры, а управляющие компании. В конце апреля в республике завершился процесс их лицензирования, после чего они занялись заключением договоров на обслуживание с собственниками многоквартирных домов.
- А с 1 июля мы уже должны выставлять счета за поставленные кубометры воды не каждому абоненту, а управляющим компаниям, - рассказал заместитель генерального директора по сбыту ГУП РК "Вода Крыма" Юрий Панасенко. - Но пока ни одна из ста УК не хочет заключить с нами такой договор. Это легко объяснимо: ведь для этого они должны заключить договоры со всеми жильцами обслуживаемых домов о том, что те обязуются оплачивать общедомовые нужды. Приставляете, сколько будет конфликтов?
Еще бы, ведь в Крыму основная часть жилого фонда солидного возраста. Из дырявых труб порой утекает до 40 процентов воды. Раньше эти потери, считавшиеся техническими, никто не оплачивал. Теперь же все, что утекло в подвал или украли непорядочные соседи, отмотав показатели счетчиков, - общедомовые расходы, которые требуется распределить между всеми жильцами.
Строго по прибору
Чтобы подсчитать потребленные ресурсы, каждый многоквартирный жилой дом в Крыму планируют оснастить домовыми приборами учета воды, тепла, газо- и электросчетчиками.
По идее это должны делать управляющие компании, но ресурсники иллюзий на их счет не питают.
- Домовые приборы учета воды мы планируем устанавливать за свой счет как заинтересованная сторона, которая понимает, что ни одна УК в данный момент это не сделает, - продолжает Юрий Панасенко. - Но в течение пяти лет они должны будут компенсировать наши расходы.
На установку подомовых приборов учета в почти 9000 многоэтажных домов "Воде Крыма" нужно примерно 850 миллионов рублей - из расчета 50-100 тысяч рублей за прибор с установкой, в зависимости от диаметра трубы. Таких средств у компании нет, не заложены они и в республиканском бюджете. Поэтому предприятие намерено просить о помощи федеральную казну.
- Будут ли выделены средства, сказать сложно, - продолжает Панасенко. - В первую очередь счетчиками хотим оснастить дома управляющих компаний, замеченных в мошенничестве.
Очевидно, что не меньшие расходы понесут и другие поставщики ресурсов. Поэтому установку домовых приборов учета они пока откладывают на завтра.
Сверить показания
Наладить систему регулярного учета потребления ресурсов будет непросто. Поэтому ГУП РК "Вода Крыма" совместно с крупнейшим отечественным производителем приборов учета - заводом "БЕТАР" (Чистополь, Татарстан) планирует реализовать пилотный проект по внедрению автоматической системы комплексного учета потребления энергоресурсов АСКУПЭ "САКЛАУ" в одной из многоэтажек Симферополя.
- Работает система так: в единую сеть объединяются все приборы учета, установленные в доме. Это могут быть счетчики холодной и горячей воды, газа, электрической энергии, - рассказал заместитель генерального директора ООО "Торговый дом "Татарстан-Крым" Роман Однорал. - И квартирные, и общедомовые приборы учета подключаются к так называемым адресным контролерам расхода, которые снимают с них показания и передают их концентратору. Последний отправляет полученные данные на сервер, где они аккумулируются в базе данных. Таким образом, система содержит исчерпывающую информацию о том, в какой день сколько воды, газа и электричества было израсходовано в доме.
При этом оператор может проанализировать, сколько энергоресурсов потребили жильцы, а сколько ушло на общедомовые нужды. Это позволяет выявить случаи и места потерь ресурсов: либо кто-то мошенничает, либо в подвале течет труба, либо свет в подъезде горит в солнечный день. Для управляющих компаний это очень удобно и выгодно и в конечном итоге позволяет сделать дом более экономичным и энергоэффективным.
- До переезда в Крым я работал замглавы города Кемерово по ЖКХ и дорожному комплексу, и мы еще лет шесть назад перевели жилой фонд и объекты соцсферы на проводные автоматизированные системы учета, - рассказывает Роман Однорал. - Они позволяют видеть на графике в компьютере все места утечек. Стоимость такой системы в зависимости от объекта - от 15 до 60 тысяч рублей с установкой, но окупается она всего за год.
Впрочем, специалисты говорят, что проводная система автоматического учета тоже вчерашний день.
- Современные технологии позволяют передавать данные с приборов учета на концентратор по радиоканалу. Значит, не нужно прокладывать кабель к каждому из них. Это актуально для уже заселенных жилых домов, - продолжает Роман Однорал.
- В отличие от традиционных счетчиков, эти, конечно, несколько дороже, - рассказал Юрий Панасенко. - Но они очень удобны и для потребителей, и для нас, поскольку показания автоматически передаются поставщику воды. Наша компания уже применяет такие приборы учета на гидроузлах, но потребителем мы можем их только рекомендовать.
Завод "БЕТАР" предложил установить приборы учета в одном доме Симферополя за свой счет. А затем провести мониторинг, сравнив уровень потребления в этой многоэтажке и соседних. Но принять участие в таком эксперименте должны все поставщики энергоресурсов. Пока согласие дала только "Вода Крыма".