Выбрать лицо
Александр Вячеславович, последние десятилетия застройка Крыма велась по принципу "чего изволите". То есть за деньги заказчиков можно было пренебречь любыми нормами и требованиями в градостроительной сфере. Как сломать этот порочный принцип?
Александр Кузнецов: В ближайшие годы Крым должен обрести новый архитектурный облик, отражающий курортную специфику региона, хотя мы не забываем ни о сельском хозяйстве, ни о военно-промышленном комплексе, ни о портах. Но в первую очередь Крым - это курорт, и архитектура должна быть соответствующей. Российские отдыхающие уже избалованы, они многое видели по всему миру, а на полуострове большинство объектов неконкурентоспособны, за исключением единиц. Конкурентов у Крыма много: Египет, Турция, Северный Кавказ. А санкции не вечны, и после их отмены республике придется конкурировать еще с Европой. Поэтому в ближайшие годы мы должны сделать полуостров лучшей территорией, первым российским курортом, а, учитывая его уникальность, в перспективе он должен стать первым курортом Европы.
Как же повышать архитектурную привлекательность Крыма?
Александр Кузнецов: Первая стратегическая задача - разработка проектной документации, без которой мы не сможем двигаться вперед. Она будет подготовлена до конца 2016 года. А затем на ее базе зодчие создадут для Крыма неповторимое архитектурное лицо. Лучший пример такого творения - Ласточкино гнездо, которое знают все - от Дальнего Востока до Калининграда. В ближайшие годы должны появиться тысячи таких неповторимых объектов. Да, сегодня у нас есть проблемы с инвестициями, стройматериалами, но любой кризис проходит, и начинается строительный бум. Крым обречен пережить его.
Но ведь привлекательные и доступные места уже заняты зданиями и сооружениями, большинство которых совсем не архитектурные шедевры. Их будут сносить?
Александр Кузнецов: Безусловно, легче всего начинать стройку на пустом месте, но это не наш случай. У меня опыт такой работы есть. Всю жизнь я застраивал не новые территории - звание заслуженного архитектора России получил за создание курорта Геленджик. Проблемы там были те же, что и в Крыму: колоссальные объемы самовольной застройки 1990-х годов, вакханалия и отсутствие системы. Но в России есть механизм сноса незаконных строений, который позволяет навести порядок. Это не значит, что завтра мы пройдемся бульдозером по всему побережью Крыма. Это не нужно, да и физически невозможно. Но будем демонтировать строения, опасные для жизни и здоровья людей. Я за свою жизнь снес 3,5 тысячи незаконных строений и во всех ситуациях смог предложить людям компромиссный вариант. Собственников самостроев не следует загонять в угол - нужно предложить им взамен какую-то компенсацию. Например, на набережной в Геленджике мы снесли 250 объектов, и практически все их владельцы получили другие места в тех же районах и продолжают работать.
Это вы говорите о торговом бизнесе. А как быть с незаконно построенным жильем?
Александр Кузнецов: Ситуации бывают разные: в одном случае человеку действительно негде жить, и он не может получить законным способом участок для строительства. А в другом - дома возводятся для перепродажи. К таким будет иной подход. Особенно в случае захвата территории под строительство многоэтажных жилых домов. Иначе как мерзавцами я таких застройщиков назвать не могу: мало того, что уродуют территорию, так еще и строят потенциально опасные здания, не учитывая нормативные требования и сейсмическую активность в регионе. Это потенциальные братские могилы. Сносить все это будет сложно, но цель определена, и мы ее достигнем.
Высшая мера для небоскреба
В конце весны Госсовет РК попросил Госдуму РФ разрешить органам местного самоуправления сносить жилые дома и иную недвижимость, если они расположены на участке, не отведенном для строительства в законном порядке. Как вы считаете, у этого документа есть шансы быть принятым?
Александр Кузнецов: В РФ действует система сноса самовольно построенных зданий только по решению суда, причем застройщик должен самостоятельно разобрать незаконный объект. Это как "высшая мера" для него. В Крыму ситуация иная, и правительство РФ прекрасно понимает, с чем столкнулось: речь идет о безопасности целой территории, находящейся в сейсмоопасной зоне. Учитывая особые условия в республике, думаю, шансы появления документа о сносе без решения суда очень высоки. Если его утвердят - берегитесь, застройщики, потому что он сам по себе как сторожевой пес. Но, зная масштабы самовольного строительства, пользоваться им мы будем очень осторожно и действовать сугубо в рамках закона. Нужны компромиссы, потому что все, что строилось десятилетиями, за год не убрать. Главное - не бояться это делать. Мы создадим систему, при которой невозможно строить без ведома архитектора, без документации и разрешений.
Вы сказали, что градостроительную документацию Крым получит до конца 2016 года. У части республиканских городов, например, Симферополя, Керчи, Ялты, были генеральные планы развития. Какой будет их участь?
Александр Кузнецов: В России и на Украине существуют большие различия в строительных нормах и правилах, Градостроительном кодексе и других нормативных документах. Мы возьмем существующую документацию за основу и приведем ее в соответствие с требованиями РФ. Изменятся правила застройки, зонирование территории. Крымчан удивляет, что на подготовку градостроительной документации выделен миллиард рублей. Но это очень важные документы, над которыми сейчас работают самые лучшие проектные институты России. В первую очередь это воронежский и ростовский отделения "Гипрогора", Краснодарский институт территориального планирования и другие. Подготовленные документы будут вынесены на общественное обсуждение. Ведь в конечном итоге эта документация дает возможность людям благоустраивать территорию.
В белом и красном
Все крымчане встревожены застройкой зеленых зон и прибрежной полосы. И остановить этот процесс пока не получается...
Александр Кузнецов: Мы готовим схемы границ зеленых зон всего Крыма, которые позволят до выхода проектной документации предотвратить какое-либо строительство на этих территориях. Что касается прибрежной зоны, мы планируем в первую очередь восстановить и реконструировать набережные. Конечно, придется их расчищать. Но не думайте, что это дело одного-двух месяцев. Это перманентный процесс, потому что, честно говоря, всегда есть желающие построить что-то в прибрежной полосе. Предстоит сложная разъяснительная работа, чтобы предприниматели поняли: сносить незаконные строения будем постоянно.
Как вы оцениваете архитектурный облик крымских городов, в частности, Симферополя?
Александр Кузнецов: Как бывший главный архитектор Краснодара скажу, что Симферополь даже в его нынешнем состоянии не требует экстренного вмешательства. Поверьте мне, это хороший город и пока неиспорченный. Нужно только его благоустроить, подкрасить, замостить тротуары плиткой, выбрать гармоничные цветовые решения. Сейчас у Симферополя нет своего цвета, и он выглядит грязным.
В каком цвете вы видите его и Крым в целом?
Александр Кузнецов: Только не в оранжевом. Хотя этот цвет почему-то любят симферопольцы - вероятно, это связано со строительным камнем. Но такие здания выглядят просто ужасно. Поэтому на первом же совещании я запретил архитекторам его использовать. Думаю, Крым, как и территория Средиземноморья, должен быть в белых тонах. В Геленджике я уже давно не работаю, но мою формулу там хорошо помнят: белый низ, красный верх, то есть белые здания и красные крыши. В безумно яркой среде Крыма с его цветами, деревьями, скалами вводить дополнительные цвета - это безвкусица. На первом этапе придется заставлять использовать нужный цвет. А когда пройдет несколько лет - люди сами удивятся, почему они этого не делали раньше.
Когда же мы увидим преображенный Крым?
Александр Кузнецов: Отвечу на этот вопрос английской поговоркой, которую очень люблю: город, который прекращает строиться, - умирает. Процесс архитектурного преображения вечен, как и сама земля, ведь постоянно будут появляться новые технологии и архитектурные решения. Главное, чтобы строительство велось профессионалами и на основе проектной документации.
Александр Кузнецов родился в 1961 году в городе Некрасове Московской области. С отличием окончил Краснодарский архитектурно-строительный техникум и Институт живописи и скульптуры им. И.Е. Репина по специальности "архитектура". Работал архитектором главного управления архитектуры и градостроительства Краснодара, начальником управления архитектуры и градостроительства Ейска, главным архитектором Геленджика. Преподавал на кафедре архитектуры Кубанского государственного университета. Заслуженный архитектор Кубани. 26 мая 2015 года указом главы Республики Крым назначен на должность заместителя министра строительства и архитектуры РК - главного архитектора РК.
Кстати
В Крыму факты самовольного строительства и незаконного занятия земельных участков носят массовый характер - ежемесячно в госкомрегистр РК поступает более 200 обращений о фактах нарушения земельного законодательства. Его соблюдение контролируют всего 11 инспекторов комитета, которых на весь Крым катастрофически не хватает. Поэтому госкомрегистр разработал порядок муниципального земельного контроля, который позволит выявлять нарушения, выдавать предписания об их устранении и составлять акты. На основании полученных материалов будут приниматься решения о возбуждении дел об административных правонарушениях. Создание отделов управления муниципального земельного контроля в структурах администраций городов и районов РК повысит показатели работы в несколько раз, поскольку штрафы за нарушение земельного законодательства будут поступать и в бюджеты муниципальных образований.