Штрафовать таксистов начали около двух месяцев назад, и с тех пор выйти из правового тупика никак не получается. Разрешение требуют в основном сотрудники ГИБДД на территории Республики Крым. За отсутствие документа водителю выписывают штраф в 5000 рублей и конфискуют "шашечки" - опознавательный знак такси, стоимость которого - 2000 рублей.
- Составляют протокол и забирают имущество, - рассказал "РГ" директор службы такси "Флагман" Вадим Поян. - Материалы передают в суд, и потом водителю надо ехать из Севастополя в Симферополь, Ялту или Бахчисарай на судебное заседание. Там приходится доказывать, что он не злостный нарушитель, а разрешения нет, потому что их в принципе никому не выдают. Заработав на заказе 300 рублей, человек получает 7000 рублей штрафа. Это нонсенс. Почему страдают водители, которые работают честно: зарегистрировались как индивидуальные предприниматели, получили патенты, платят налоги и отчисления в пенсионный фонд?
Причина, по словам самих таксистов, в том, что в Республике Крым в мае вступил в силу региональный закон о такси, и хоть сами разрешения там еще не выдают, но у водителей на руках есть справка о том, что они в процессе оформления. В Севастополе такого закона до сих пор нет.
- Мы еще прошлым летом сформулировали предложения и передали их в правительство и Заксобрание Севастополя, - говорит председатель регионального профсоюза работников общественного транспорта Анна Лазарева. - Думали, процесс запустят, но год прошел - и ничего не изменилось. Сейчас Заксобрание уходит в отпуск, а значит, еще больше двух месяцев мы вне закона.
Пикетчики требовали от депутатов ЗС не затягивать принятие закона. Однако, как выяснилось, документ еще даже не внесен на рассмотрение местного парламента.
В Заксобрании Севастополя говорят, что законодательная инициатива в подобных вопросах принадлежит исполнительной власти, а разработкой законопроекта занимается профильный департамент правительства.
- Закон о такси еще не внесен в Заксобрание, - сообщил "РГ" председатель комитета по городскому хозяйству Илья Журавлев. - Мы какое-то время подождем, и если от правительства закон не поступит, то его разработает наш комитет, тем более наметки и подготовительные материалы у нас уже есть.
В то же время депутат полагает, что принятие закона может ударить по таксистам, так как, помимо порядка выдачи разрешений, в нем пропишут обязательные, с точки зрения федерального законодательства, требования к водителям и автомобилям такси. В частности, может быть установлен предельный возраст транспорта.
- В Севастополе до 70 процентов такси сильно изношены, - говорит депутат. - И здесь возникает дилемма. С одной стороны, надо защитить севастопольский бизнес, а с другой - гарантировать права граждан - пользователей такси. После поступления законопроекта комитет по городскому хозяйству проведет аналитическую работу и "круглые столы", чтобы учесть интересы всех сторон.
Управление транспорта правительства Севастополя нашло временное решение: таксистам стали выдавать заявительное письмо, в котором подтверждается подача документов на получение разрешения. Бумага удовлетворила постовых. С этими же письмами водители идут в суды, чтобы объяснить отсутствие разрешения.
- Недавно двух водителей проверяли в симферопольском аэропорту, и ГИБДД отпустила их после предъявления этих документов, - говорит Вадим Поян.
А вскоре разрешения таксистам Севастополя все-таки начнут выдавать, не дожидаясь принятия закона. Чтобы ускорить процесс, принимать и оформлять документы будут многофункциональные центры (МФЦ).
- Разработано постановление правительства, по которому уже сейчас можно выдавать разрешения, - сообщил "РГ" начальник управления транспорта Севастополя Евгений Бабич. - Принимаются заявки от таксомоторных организаций. Работа ведется совместно с Республикой Крым, потому что там разрешения тоже пока не выдают. По-хорошему этот документ должен появиться после вступления в силу закона, но мы вынуждены изменить порядок. Направили письмо в адрес ГИБДД Республики Крым с обоснованием причины, по которой таксисты ездят без разрешения. По крайней мере в беседе понимание с руководителем ГИБДД РК достигнуто.
К разработке закона чиновники хотят подойти основательно.
- Нам, как и работникам такси, хотелось бы, чтобы закон был подробным и качественным, - объясняет Бабич. - А качество требует времени. Недавно вступил в силу закон Севастополя об общественном транспорте (N147-ЗС), и, по оценке Минтранса, он является одним из лучших среди аналогичных в субъектах РФ. Близким к идеалу нам хотелось бы сделать и закон о такси.
Правительство Севастополя предложило выкрасить все автомобили такси в желтый цвет, однако отказалось от этой идеи, не найдя поддержки в профсоюзе.
- Мы убедили власти, что цвет машины не влияет на безопасность и не надо обременять водителей покраской авто в желтый или какой-то другой цвет, - добавляет Анна Лазарева. - Крупные города шли к этому годами, люди в течение пяти-шести лет заменили автомобили. А у нас хотели чуть ли не с 1 января покрасить все авто в один цвет. Но вовремя поняли, что сейчас это лишнее. Симферополь тоже отказался от этой идеи.
Спорным оказался и вопрос срока службы авто - стоит ли его ограничивать или достаточно обязать владельцев проходить техосмотр.
- Никому не хочется ездить на небезопасном транспорте, срок службы которого уже подошел к концу, - рассуждает Евгений Бабич. - Но вопрос иногда не в возрасте машины, а в ее техническом состоянии. Порой ухоженный подержанный автомобиль в лучшем состоянии, чем разбитый двух-трехлетний.