Туризм в Сибири поддержат льготами в "спящий" период

Государство должно поддержать туристическую отрасль тарифной политикой в "спящий" период. Об этом заявил помощник президента РФ Игорь Левитин, посетивший с рабочим визитом Алтайский край и Республику Алтай и принявший участие в совещании по вопросам развития внутреннего туризма.

- Наша задача - сделать так, чтобы льготы на билеты действовали не только в то время, когда на Алтай едут отдыхать и без льгот. Следует пересмотреть сегодняшнюю практику субсидирования, хотя в целом она правильная. Авиакомпании получили около 8,5 миллиарда рублей для осуществления перевозок на Дальний Восток и юг России. Теперь надо связать сложившиеся логистические цепочки с территориями, в развитие которых вкладывают деньги Ростуризм и субъекты Российской Федерации. Наземная инфраструктура там создана, теперь нужно обеспечить транспортную доступность. И тогда эти перевозки дадут консолидированный эффект. Туристическим зонам необходима круглогодичная загрузка, им важно раскручивать пакетные туры.

Во время совещания с главами регионов были обсуждены и другие возможные меры поддержки местного туризма, в том числе особых экономических зон "Бирюзовая Катунь" и "Алтайская долина". Одна из задач связана с дальнейшим развитием транспортной инфраструктуры - прежде всего, дорожной сети. Например, восемьдесят процентов посетителей "Бирюзовой Катуни" приезжает сюда на машинах из Алтайского края и соседних сибирских регионов.

- Достроен обход вокруг Бийска, - заметил губернатор Алтайского края Александр Карлин. - Это важнейший объект, который позволил выстроить транспортную логистику для наших основных туристических площадок и для Республики Алтай. Сейчас активно реконструируется ряд участков федеральной трассы М-52 "Чуйский тракт" и автомагистрали А-349 до Восточного Казахстана. В частности, идет строительство мостового перехода через реку Чумыш.

При этом совершенно очевидно, что с нынешним трендом на интенсивное развитие туристической отрасли на Алтае перегруженный Чуйский тракт нуждается не в частичной реконструкции, а кардинальном расширении. Напомним, что эта дорога проходит по территории Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай. Протяженность автомагистрали составляет 962 километра, и большая часть трассы является двухполосной.

- Чуйский тракт на Алтае необходимо переводить на всем направлении в четыре полосы движения. Росавтодор занимается этим вопросом. Без его решения туризм не даст нужного эффекта. Если перед тем, как приехать сюда на отдых, человек простоит в многочасовой пробке, то ему эта пробка больше всего и запомнится, - подчеркнул Игорь Левитин.

Помощник президента, правда, сразу заметил, что речь идет об очень большой сумме (в последние годы ремонт одного километра трассы в направлении "Барнаул - Новосибирск" обходился примерно в 100 миллионов рублей). Поэтому расширять магистраль до четырех полос придется выборочно - там, где это необходимо в первую очередь.

Еще одна проблема обозначилась недавно. Вице-премьер российского правительства Дмитрий Козак дал поручение заключать с субъектами федерации соглашения о передаче особых экономических зон туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) в региональное управление. Пока система ОЭЗ ТРТ функционирует так: непосредственно на площадках работают акционерные общества - "дочки" большого АО, которое курирует один из департаментов минэкономразвития РФ. Часть полномочий (в частности, проведение заседаний экспертных советов, заключение соглашений с резидентами и некоторые контрольные функции в отношении их) находится исключительно в компетенции федерального министерства. Проект нового корпоративного соглашения в регионы уже поступил.

- Но мы его не согласовали и объяснили причины, - сообщил губернатор Алтайского края. - В проекте есть спорные позиции. К примеру, мы должны будем выполнить то, что недовыполнила вторая сторона соглашения. А если этого не сделаем, то она же нас и оштрафует. Хотя мы и так вложили немалые средства в обустройство турзоны. К тому же передача полномочий на региональный уровень не совсем четко корреспондируется с нормами федерального закона, нуждающегося в корректировках.

Есть и еще одна проблема, требующая законодательного решения. Обращение с лесонасаждениями, находящимися в пределах турзон, не регламентированы ни одним законом РФ. Необходим специальный лесотехнический регламент для лесных площадок внутри ОЭЗ ТРТ.

Участники совещания говорили о том, что на федеральном уровне нужно создать орган, координирующий работу разных структур, связанных с туристической отраслью, и отслеживающий выполнение обязательств как самой федерации, так и ее субъектов.

- Выясняется, что здесь недодали на развитие турзоны 120 миллионов рублей, и где-то еще недополучили из обещанной суммы. Остаются нерешенные проблемы, незавершенные объекты, растет нагрузка на инфраструктуру, - констатировал Игорь Левитин.

Между тем в планах Алтайского края - создание "Сибирского Артека". Реализация проекта откладывается из-за проблем с бюджетным финансированием.

- Но мы от этой идеи не отказываемся, - заверил Александр Карлин. - Активно работаем над тем, чтобы привлечь частных инвесторов и осуществить проект в режиме государственно-частного партнерства. Хочется, чтобы инвесторов было больше, поэтому предлагаем на старте максимально льготные условия по предоставлению земельных участков, инженерное обустройство площадки и гарантированную долю наполнения детьми будущего лагеря отдыха. Так же готовы поработать с коллегами из других регионов СФО по выделению квот для юных сибиряков.

Еще с одной инициативой выступил глава Республики Алтай Александр Бердников. Он предложил ввести на территории региона "небольшой" экологический сбор для иногородних туристов. На вопрос корреспондента "РГ", о каких суммах идет речь, Бердников ответил:

- Даже по десять рублей с машины будет неплохо. Кое-где берут по пятьдесят рублей за посещение платного туалета, а тут - за сохранение природы. Ежегодно в республику приезжает около полутора миллиона отдыхающих, и такой символический сбор все же существенно пополнил бы региональный бюджет. Собранные средства можно было бы направлять на уборку территорий после тех же самых туристов, которые ломают деревья, мусорят и жгут костры, а также на обустройство мест отдыха. Сейчас в республиканском бюджете денег на это катастрофически не хватает. Во многих странах практикуют такие сборы, и никто от этого не страдает. Экологический взнос - мера оправданная и даже необходимая.

Инициатива далеко не бесспорная - в середине мая этого года Ростуризм высказался против туристического налога с россиян.

- Сегодня мы выступаем против сборов. Мы делаем все возможное для того, чтобы повысить привлекательность наших курортов, развивать внутренний и въездной туризм. А сборы могут оттолкнуть часть туристов, - пояснила пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова.