Новости

Компании, которые перевозят граждан в городах, областях и регионах, будут получать своего рода лицензию на работу и карту маршрута следования.

Их обяжут высаживать пассажиров только там, где есть остановки, и устанавливать тарифы на проезд после их согласования с властями в зависимости от рейса. За нарушения их ждут штрафы на сумму до 20 тысяч рублей.

Это предусматривает новый федеральный закон о регулировании пассажирских перевозок автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, который вступил в силу в минувший вторник. Текст закона публикует "Российская газета".

До этого в России не было единого документа, который бы регламентировал отношения между органами власти и операторами, и цель закона - установить такие отношения. По сути, заполнен важный пробел, которого ждали с 2012 года. А появился он только сейчас потому, что серьезная транспортная реформа началась в Москве, где переходят на более прозрачную и эффективную схему работы.

"Подобную модель отношений используют во всех развитых странах, и новый закон отвечает требованиям, которые повысят качество услуг, предоставляемых перевозчиками", - говорит эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Александр Рыжков.

Этот закон разделил перевозки на два типа: межрегиональные (дальнего следования) и межмуниципальные. В первом случае операторы сами заявляют о желании ввести рейс, и тарифы там не регулируются. Во втором - вводится жесткий режим, когда инициатива исходит от местных властей. Выбор, как организовать транспортное сообщение, будет очень широким, и сделать его поможет круг специалистов, знакомых со всеми моделями регулирования.

Изменится и старая система, по которой автобусы, следующие из одного региона в другой, могли делать остановки там, где попросит водитель. Отныне перевозчик может высаживать только на автовокзалах и автостанциях, но если их нет на пути следования, то отступить от правил разрешат.

Законодательные новеллы коснулись и водителей общественного городского транспорта. Если они выпустят кого-нибудь из автобуса, троллейбуса или трамвая в неустановленном месте, то их оштрафуют на 3 тысячи рублей, а при повторном нарушении - уже на 5 тысяч. Стоянка общественного транспорта вне станции или депо обойдется в 5 тысяч рублей, а саму компанию могут оштрафовать на 20 тысяч.

Муниципальные рейсы, то есть те, которые не выходят за пределы города, определят органы местной власти. Здесь последнее слово в тарифной политике за ними. Почти такая же схема работы вводится в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Учитывая, что это города федерального назначения, ответственными за межмуниципальные маршруты стали региональные власти.

Чтобы ввести или изменить маршрут следования троллейбусов, трамваев или автобусов, которые возят население не только внутри города, но и через области, одного желания компаний будет недостаточно. Они получат право голоса на основе открытого конкурса.

"Федеральный закон дал некие рамки, но они очень свободные", - продолжает Александр Рыжков. По его мнению, в дальнейшем можно было бы усовершенствовать механизм регулирования. К примеру, изменить критерии определения оператора-победителя открытого конкурса при нерегулируемых тарифах. В перечне есть положение об опыте работы, но для пассажира это неважно, так как он не знает оператора в лицо, а для конкуренции такие критерии оценки неудачны, так как затрудняется приход новых перевозчиков.

Что касается муниципальных маршрутов, там в одном из вариантов тарифы устанавливают региональные власти. Если бы право их формирования передали муниципалитетам, которые делают отчисления за перевозки, это было бы более логично, заключает собеседник "РГ".

Экономика Транспорт Общественный транспорт Комментарии к документам
Добавьте RG.RU 
в избранные источники