Российские нефтеперерабатывающие заводы занялись окружающей средой

Для россиян слово "промзона" обычно ассоциируется с дискомфортом. Такое восприятие производственных предприятий заметно не только в промышленных Челябинске или Череповце, где порой из-за вредных выбросов практически нечем дышать, но и в сравнительно благополучных с экологической точки зрения городах.

Между тем промышленные зоны бывают разными. Ведь не только в России, но и во всем мире в период бурной индустриализации строили заводы чуть ли не в центре города. А часто бывало и наоборот: вокруг таких заводов вырастали большие города. Известный европейский пример - Роттердам, один из крупнейших портов мира. Здесь на весьма ограниченной территории находятся, в частности, пять (!) нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. При этом город, большая часть площади которого занята промзонами, регулярно возглавляет рейтинги самых экологически чистых муниципалитетов мира. Недавно некоммерческая организация CITEAIR, занимающаяся исследованием качества воздуха в крупных европейских городах, отвела Роттердаму одно из лучших мест: загрязнение здесь эксперты оценили лишь в 3 балла из 100 (показатель менее 25 считается "незначительным"). Этого удалось добиться благодаря масштабным вложениям в экологию, причем не только в мероприятия по снижению ущерба от собственной деятельности. Например, компания Shell гордится, что ее роттердамский НПЗ практически не выбрасывает в атмосферу вредных веществ, более того - способствует снижению воздействия выбросов транспорта на окружающую среду. Недавно компания открыла в городе первую в Европе АЗС, заправляющую грузовики сжиженным природным газом.

Отечественные нефтеперерабатывающие заводы тоже стремятся к прозрачной экологической политике и использованию современных методов снижения воздействия на окружающую среду. В частности, Московский НПЗ не отстает от голландцев: в 2013 году на заводе реконструировали установку гидроочистки дизельного топлива и бензина, а также ввели в строй установку изомеризации легкой нафты. Установки позволили заводу перейти на выпуск топлива стандарта "Евро-5" и снизить воздействие на атмосферу. Двойной эффект! Полный переход на "Евро-5" очень важен для столицы, поскольку 93% загрязнения атмосферы Москвы приходится на автотранспорт. Топливо пятой версии евростандарта содержит в пять раз меньше соединений серы по сравнению с "Евро-4" и в 50 раз меньше по сравнению с "Евро-2".

Надо сказать, что в Европе "вредные" предприятия вполне комфортно себя чувствуют даже в местах притяжения туристов. Например, химический завод Dow Chemical расположен в древнем городе Таррагона - столице Испании римского периода, город, между прочим, внесен в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО. При этом предприятие вовсе не старается быть незаметным. Его символикой увешан фактически весь город: стадион, арена, центральная площадь. А на территории самого завода в праздничные дни для горожан и туристов проходят яркие световые шоу. Про сохранение культурного наследия и развитие туризма руководство завода предпочитает не забывать, щедро финансируя эту деятельность в муниципалитете.

Отечественные НПЗ стремятся к прозрачной экологической политике

Аналогичный пример есть и в России - так, прямо в центре курортного Туапсе располагается нефтеперерабатывающий завод "Роснефти". В настоящее время завод реконструируется, что позволит увеличить объем переработки более чем вдвое. Предприятие перестраивается практически полностью, с прицелом на максимальную безопасность и комфорт для жителей и гостей Туапсе.

В столице также идут значительные изменения. Вышеупомянутый Московский НПЗ в Капотне начал свою работу в 1938 году (кстати, тогда Капотня была еще подмосковной деревней), а последняя модернизация производства до перехода завода под контроль "Газпром нефти" датировалась концом 1970-х. Неудивительно, что работа в городской черте столь устаревшего морально и физически предприятия вызывала у населения недовольство. Поэтому в 2011 году новый владелец начал масштабную программу модернизации завода стоимостью более 200 миллиардов рублей. За это время завод избавился от открытых очистных сооружений. На предприятии ввели в строй новые очистные сооружения закрытого типа, что позволило снизить выбросы в атмосферу при очистке на 97 процентов, а содержание нефтепродуктов в сточных водах - в шесть раз. На порядок меньше влияет на атмосферу и новая установка по производству битума. До 2020 года на заводе планируют заменить еще ряд установок, ввести в строй систему газоочистки, комбинированную установку переработки нефти, а также самые современные биологические очистные сооружения. Интересный факт: санитарно-защитная зона предприятия - единственное место в столице, где растет чрезвычайно требовательный к свежему воздуху можжевельник.

Таким образом, промзона в XXI веке - это не приговор. Конечно, к предприятиям, расположенным в черте города, требования по вопросам производственной безопасности, влияния на окружающую среду существенно выше, нежели к тем, которые находятся "в чистом поле". Однако существующие технологии вполне позволяют - при существенных финансовых вложениях, конечно, - предельно минимизировать влияние предприятий на воду и воздух. А само расположение в городской черте позволяет им привлекать наиболее квалифицированную рабочую силу, современные технологии, пользоваться полноценной инфраструктурой. Так что именно такие предприятия могут стать флагманами борьбы за сохранение окружающей среды.

Прямая речь

Элмурод Расулмухамедов, управляющий директор "Всероссийского общества охраны природы":

- Современное предприятие вполне успешно и безопасно может функционировать в большом городе. Но город должен быть заинтересован в том, чтобы в непосредственной близости от предприятия жили его сотрудники. Таких примеров - десятки, даже в "зеленой Европе".

Город, точнее его жилая часть, как правило, либо строился вокруг крупных предприятий, либо "настигал" производственные зоны в ходе своего развития (как это и случилось с московскими ТЭЦ и НПЗ). При этом большинство жителей близлежащих районов являлись сотрудниками такого предприятия. Эта тесная связь обеспечивала более чем терпимое отношение к всевозможным экологическим инцидентам. Но одновременно появлялась дополнительная мотивация для ответственного отношения к исполнению технологических процессов и соблюдения безопасности. Это значимый фактор управления предприятиями.