Генпрокуратура Нидерландов: Boeing мог быть сбит ракетой "воздух-воздух"

На фоне набирающих силу дебатов в Совбезе ООН о целесообразности создания международного трибунала для расследования трагедии с Boeing Малазийских авиалиний, который был сбит над Донбассом год назад, из Нидерландов пришло заявление, способное принципиально изменить содержание дискуссий.

Представитель Генпрокуратуры Нидерландов Вим де Брюн рассказал "Интерфаксу", что в рамках расследования по-прежнему прорабатываются две версии - самолет был сбит ракетой "земля-воздух" или ракетой "воздух-воздух". Промежуточные итоги расследования могут быть опубликованы до конца года. Почти одновременно с новостями из страны тюльпанов пришло сообщение из Нью-Йорка о переносе ранее намеченного на следующую неделю голосования по резолюции о создании трибунала.

Можно предположить, что между двумя этими событиями существует взаимосвязь. Страны, настаивавшие на создании трибунала, а это помимо Малазийи - Бельгия, Британия, Австралия и Украина, рассчитывали, что в проведенном голландцами расследовании будет однозначно указано, во-первых, что Boeing сбили ракетой с земли и, во-вторых, выявлена ответственность ополченцев Донбасса за это преступление. Но, согласно заявлению представителя Генпрокуратуры Нидерландов, ответственные за гибель самолета еще не установлены. А сохранение на столе у следователей версии о возможной воздушной атаке на Boeing, что однозначно подтвердило бы ответственность Киева за сбитый лайнер, может обернуться серьезным конфузом для украинских властей.

Россия с самого начала называла создание международного трибунала по линии ООН контрпродуктивным. "Речь об определении такого органа можно вести только после того, как будет завершено расследование", - еще раз озвучил позицию Москвы замминистра иностранных дел РФ Геннадий Гатилов. О попытках ряда западных стран искусственно придать катастрофе с малазийским лайнером характер "угрозы миру и безопасности" упоминали не раз в российском внешнеполитическом ведомстве. Как и о том, что за создание трибунала активнее, чем Малазийя, агитируют в Вашингтоне и Лондоне. План ооновских политтехнологов понятен: представить ожидаемое "вето" России на законопроект в Совбезе ООН, в качестве нежелания Москвы добиваться наказания виновных.

Организаторы этого "шоу" на крови не принимают во внимание очевидные вещи, на которые обращают внимание родственники погибших пассажиров. А именно то, что основную ответственность за гибель их близких несут Нидерланды, знавшие о небезопасности маршрута над Донбассом, Украина, из корыстных соображений не закрывшая воздушный коридор над восточной частью страны, и малазийская авиакомпания, не принявшая во внимание информацию о повышенных рисках, связанных с пролетом над украинской территорией.

Чем сильнее у лоббирующих резолюцию о создании международного трибунала стран возникает желание поставить, по выражению главы МИД России Сергея Лаврова, "телегу впереди лошади", не дожидаясь итогов расследования катастрофы над Донбассом, тем очевидней становится политический подтекст разворачивающихся в Совбезе ООН дискуссий. Москву настораживает, что расследование сугубо уголовного преступления, - а даже авторы резолюции по малазийскому Boeing признают, что его уничтожение является уголовным деянием, - проводится в секретном режиме. Тогда, как российские эксперты были отстранены от проводимой в Нидерландах работы, хотя имеют значительный опыт в расследовании такого рода катастроф.

В 2001 году самолет авиакомпании "Сибирь" был сбит в ходе учений украинской армии над Черным морем. Но в украинском Министерстве обороны до последнего утверждали, что выводы российских специалистов неверны и "уничтожение российского самолета украинской ракетой является практически невозможным". А тогдашний президент Украины Леонид Кучма, отвечая на вопросы журналистов о сбитом самолете 10 октября 2001 года, заявил следующее: "Посмотрите, что творится вокруг в мире, в Европе? Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба". Несмотря на то, что на борту "тушки" находились иностранные граждане, никто в мире не поднимал вопрос о суде над виновными в международном трибунале. А Киев до последнего тянул с выплатой компенсаций родственникам погибших, отрицая свою всем очевидную ответственность за гибель людей.

Присоединяясь к антироссийским инициативам в Совбезе ООН, в Киеве вновь надеются скрыть правду о тех, кто уничтожил, на этот раз, малазийский самолет. А если когда-нибудь истина все же будет установлена, президент Порошенко просто повторит слова своего предшественника Леонида Кучмы: "не надо делать из этого трагедию". Подумаешь - ошиблись.

Расследование

Российский концерн ПВО "Алмаз-Антей" готов провести эксперимент с подрывом ракеты у списанного аналога малайзийского Boeing и привлечь международных экспертов. Как сообщили в концерне, руководство "Алмаз-Антея" вновь подтверждает готовность провести натурный эксперимент с подрывом боевой части 9Н314М ракеты 9М38М1 у фюзеляжа списанного самолета, аналогичного потерпевшему крушение в небе над Украиной.

- Мы уверены, что результаты эксперимента еще раз подтвердят правильность выводов, сделанных нами по итогам проведенного специалистами концерна исследования, и окончательно снимут все вопросы о типе ракеты и координатах местности, откуда она стартовала, - заявил гендиректор концерна Ян Новиков.

Он напомнил, что ранее специалисты предприятия провели тщательный анализ информации, предоставленной международной комиссией по расследованию причин катастрофы малайзийского Boeing.

- Проведение нами соответствующего исследования и обнародование его результатов связано с неправомерным введением санкций против концерна ПВО "Алмаз-Антей" в привязке к трагедии со сбитым на юго-востоке Украины пассажирским самолетом, - пояснил Новиков. По его словам, несмотря на достаточно большую стоимость предстоящих работ, концерн готов осуществить их за счет собственных средств. При этом концерн может провести подрыв боевой части ракеты у фюзеляжа самолета в статическом положении на одном из испытательных полигонов. Для этого "Алмаз-Антей" готов пригласить международных специалистов и экспертов, а также представителей крупнейших мировых авиастроительных корпораций в качестве наблюдателей для участия в эксперименте.