Каждый день - по несколько интервью: не было возможности даже съездить в Краснодар, чтобы отпраздновать с семьей, проживающей там, свой 29-й день рождения. Пришлось "выписывать" родных в Москву.
В своем плотном графике Мозгов нашел время и для встречи с корреспондентом "РГ". "Эх, была бы моя воля, сел бы в самолет и отправился бы путешествовать по миру в разные интересные места. Но пока не до этого", - вздыхает Тима. Впрочем, на судьбу Мозгов не жалуется: настоящим профессионалам не надо объяснять, что общение с журналистами - неотъемлемая часть работы спортсмена.
Кошмары не снятся
Лидер "Кливленда" Леброн Джеймс признался, что ему до сих пор снятся кошмары после проигранного финала. А тебе снятся?
Тимофей Мозгов: До такого у меня не доходило, но я тоже часто задумываюсь, вспоминаю, как это было, что это было, что можно было исправить. Понятно, что ничего уже не изменить, но этот опыт должен помочь нам в следующем сезоне. Нельзя говорить, что мы непременно окажемся в финале, но у нас одна из тех команд, которые готовы бороться за чемпионство.
Ты пропускаешь второй Евробаскет подряд. Можно сказать, что с учетом недавней операции, в этот раз отказываться было легче, чем в прошлый?
Тимофей Мозгов: Тут вот что важно. Если два года назад я действительно отказался, и мне за это отчасти стыдно, то сейчас я не отказываюсь. Я не принимал решение, что, мол, в сборную не поеду. Таково стечение обстоятельств: чисто физически не успеваю восстановиться до начала чемпионата Европы. Но я собираюсь еще долго играть, лет десять, и надеюсь, что еще не раз сумею помочь сборной.
Если не отберемся в Рио, это будет трагедией?
Тимофей Мозгов: Конечно, это трагедией не будет, но поехать на Олимпиаду очень хочется. Кстати, если вы помните, на предыдущие Игры мы попали через квалификационный турнир, так что шансы останутся, даже если не получится получить путевку через Евробаскет. Не стоит списывать сборную России со счетов. Обычно ведь как бывает: в нас никто не верил, а мы вышли и выиграли.
Когда умерла последняя надежда помочь сборной?
Тимофей Мозгов: Я до конца надеялся и перед операцией смотрел в будущее с оптимизмом. Но, когда врачи озвучили сроки восстановления, с надеждами пришлось распрощаться.
Говорят, операцию можно было сделать еще два года назад...
Тимофей Мозгов: Не совсем так. Сама проблема появилась два года назад. Но большие осложнения пошли именно в этом плей-офф. Сделали обследование и решили, что нужна операция: лучше я всю оставшуюся карьеру проведу со здоровой ногой, нежели оставлю все как есть.
Когда сможешь приступить к полноценным тренировкам?
Тимофей Мозгов: Сейчас нельзя ничего сказать наверняка. В Кливленде есть человек, который занимается моей реабилитацией. В августе лечу обратно, чтобы быть у него на контроле. Мы и так каждый день с ним созваниваемся, разговариваем. Он присылает мне список упражнений, которые необходимо делать.
Много времени на них уходит?
Тимофей Мозгов: Часочек как минимум.
С Блаттом ностальгируем
Не досадно, что придется форсировать подготовку, особенно с учетом того, что твой главный конкурент по позиции Андерсон Варежао будет готовым?
Тимофей Мозгов: Пока не знаю, придется ли форсировать подготовку. Надеюсь, что нет. Не хочется быть суперкрикуном, но я уже был в ситуации, когда за место в составе нужно бороться, когда я не являюсь основным центровым. Так что паники нет.
В прошлом сезоне Дэвид Блатт говорил, что ты стал джокером "Кливленда". Понимаешь, что теперь у тебя другой статус: от тебя ждут, что ты будешь играть первую скрипку?
Тимофей Мозгов: В такой команде первую скрипку тяжело играть (смеется). Там есть и первая скрипка, и вторая, и третья. Но то доверие, полученное в прошлом сезоне, я оправдал. И это не останется незамеченным. В следующем году, надеюсь, сохранить внимание к себе на том же уровне.
Расскажи про Блатта. Он сильно изменился с тех пор, как работал со сборной России?
Тимофей Мозгов: С одной стороны, это тот же самый человек: отзывчивый, с улыбкой, любящий пошутить. Но как тренер он стал другим. Другие люди, другой баскетбол, другой подход, другие тренировки - все другое. Конечно, ему приходится подстраиваться, меняться, учиться. Тренировочные процессы протекают по-другому. Тренер с тем же стилем, но что-то ему пришлось поменять.
Когда ты перешел в "Кливленд", в команде шутили на тему того, что вам с Дэвидом уже приходилось работать?
Тимофей Мозгов: Наоборот, ребята позитивно этот момент восприняли. Раз он был твоим тренером, значит, в курсе твоих возможностей, круто.
Твое общение с Блаттом ограничивается только тренировками или за пределами паркета тоже общаетесь?
Тимофей Мозгов: Тренировками дело не ограничивается, но и в рестораны вместе кушать мы не ходим.
Про сборную России что-то спрашивает?
Тимофей Мозгов: Очень интересуется, искренне переживает за происходящее в российском баскетболе, даже несмотря на то что он иностранец. Человек восемь лет отработал в нашей команде. Мне кажется, для него "сборная России" - не пустые слова.
О делах минувших дней не вспоминали?
Тимофей Мозгов: Было дело, ностальгировали. Но жить надо настоящим, ставить новые цели. Для прошлого есть музеи: может, лет через 50 и наши бронзовые олимпийские медали станут ценным экспонатом.
Бок о бок с Леброном
После того как ты перешел в "Кливленд", у тебя постоянно спрашивают про Леброна Джеймса...
Тимофей Мозгов: Думаю, даже когда я закончу карьеру, вопросов меньше не станет (смеется).
То, что ты слышал о Леброне, сильно отличалось от того, с чем ты столкнулся?
Тимофей Мозгов: Нет, не особо, но все равно я был несколько удивлен. Одно дело видеть человека по телевизору, другое дело общаться с ним вживую. Ты видишь, что он делает для команды, как он профессионально относится к своим обязанностям, как он ведет за собой других...
Может, какая-то деталь поразила?
Тимофей Мозгов: Трудно что-то выделить. Разве что атлетизм дикий. Ну вот говорят же, "он здоровый, как конь". Леброн и есть конь.
Он еще и вожак же. Что, прямо речи в раздевалке произносит?
Тимофей Мозгов: И в раздевалке, и в автобусе. Очень много внимания уделяет команде.
На тебя его слова действуют?
Тимофей Мозгов: Мне дополнительной мотивации не нужно. Одно то, что ты играешь бок о бок с таким человеком, уже мотивирует.
По телетрансляциям складывается ощущение, что Джеймс относится к тебе с симпатией...
Тимофей Мозгов: Мне трудно судить. Слышал, что люди говорят, мол, он хорошо к тебе относится. Но я ведь и не какой-то там чудак, чтобы относиться ко мне плохо.
Команда без фриков
В "Денвере", где ты играл раньше, тебе удалось сдружиться с итальянцем Галлинари. Как с этим в "Кливленде"?
Тимофей Мозгов: В "Кливленде" пока близкого человека не нашел, сдружиться не получается. Хотя я со всеми хорошо общаюсь. Ну и потом времени прошло не так много, да и заняты все, чтобы супердружбу заводить.
С Блаттом ты не ужинал, а с ребятами?
Тимофей Мозгов: Ужинал. И командный ужин был, и по три-четыре человека собирались. Переужинал со всеми.
Как проходит общение в коллективе с таким количеством суперзвезд?
Тимофей Мозгов: Да как обычно: пацаны общаются и общаются. Обычные шутки, ничего особенного.
Кто в команде самый странный?
Тимофей Мозгов: Самый странный? Мне кажется, у нас довольно типичная команда, без фриков.
Как-то во время интервью после игры ты нечаянно перешел с английского на русский. Часто так бывает?
Тимофей Мозгов: Чаще бывает, что разговариваешь с кем-то по-русски и вставляешь английские слова. Мы с женой раньше смеялись, когда кто-то так делал, а со временем сами начали. С родителями, бывает, говоришь, брякнешь что-нибудь на английском, а они: "Тима, ты что вообще несешь?" Или вот читаю я на английском, жена что-то спросит, а я ей на английском отвечаю (улыбается).
Снизу вверх смотреть некомфортно
Недавно футболист "Манчестер Сити" Элиаким Мангаля выложил в инстаграме фото с тобой. Помнишь его?
Тимофей Мозгов: А я и не знал, что он футболист. Можно фотографию посмотреть? Еще раз, кто это? Игрок "Манчестер Сити"? Сюрприз. На самом деле, я не очень по футболу. Криштиану Роналду, наверно, узнаю, а вот со всеми остальными проблемно будет. У меня, кстати, прикол был. Когда я только из "Нью-Йорка" перешел в "Денвер", поехали мы как-то с женой отдыхать на Багамы. И вот идем по улице, подходит такой полноватый чувак и говорит: "О, Мозгов, здорово, давай сфоткаемся, я фанат "Нью-Йорка"! Все так, по-простому, а потом оказалось, что это крутой американский рэпер Фэт Джо. Забавно было.
Вот этот Мангаля написал, что никогда не чувствовал себя таким маленьким. А тебе приходилось испытывать похожее чувство?
Тимофей Мозгов: Маленьким себя не чувствовал, но вот когда два года назад сфотографировался с парнишкой из Индии Симом Бхулларом (2,26 м против 2,14 у Мозгова. - Прим. "РГ".), который сейчас в "Сакраменто", мне было некомфортно. Просто я не привык смотреть на людей снизу вверх (смеется).
Заметил, что ты стал важным рекламным активом "Кливленда". Постоянно мелькаешь в роликах разных. Тебе это интересно?
Тимофей Мозгов: Мне все интересно. Главное, чтобы от баскетбола не отвлекало. Вот сейчас мы хотим сделать детский мультсериал. Есть группа молодых продюсеров: они услышали, что мы помогаем детям и вышли на нас. Это будет обучающий, воспитывающий мультик и при этом наш, российский, с нашими культурой и юмором. Хочется сделать что-то свое, без черепашек ниндзя. Я не то что бы против них, я сам на черепашках вырос, но их тогда не было так много, как сейчас.
Тимофей Мозгов в этом мультфильме фигурирует?
Тимофей Мозгов: Он - прототип одного из героев. На самом деле, как оказалось, это непростое дело, даже если не касаться финансового вопроса. На недавней встрече с Виталием Мутко рассказали ему про мультфильм. Министру наша идея понравилась, обещал поддержать. Если кто-то еще захочет помочь, мы только рады.
В Кливленде ищу музей танков
Уже успел обжиться в Кливленде после переезда из Денвера?
Тимофей Мозгов: Для меня принципиального отличия в этих городах нет. Да, Денвер солнечный город, но родным для меня он не стал. Может, для жены есть определенная проблема, но пока прошло не так много времени. Понятно, что Денвер, что Кливленд - это не Нью-Йорк, хотя я фанатом "Большого яблока" тоже назвать себя не могу. Хотелось бы, конечно, побольше тепла, солнца.
Не хватает солнца?
Тимофей Мозгов: Да, в Кливленде такой питерский климат. Влажно, холодно, сыро. Но это не самое страшное, что может быть в жизни.
В Кливленде весь центр уставлен небоскребами. Уже был на каком-нибудь из них?
Тимофей Мозгов: Чтобы селфи сделать, как нынче модно? Мне сейчас не до небоскребов.
В зале славы рок-н-ролла был?
Тимофей Мозгов: Да тоже пока не очень интересно. Что меня действительно могло бы заинтересовать: вычитал тут, что в Кливленде есть музей танков, но пока никак не могу его найти. Поэтому, если будет время, поедем на следующей неделе с сыном в Кубинку, лучше музея танков не найти. Самый большой в мире, между прочим.
Говорят, с криминалом в Кливленде не очень хорошо. Шестое место по Штатам.
Тимофей Мозгов: Мне сказали это буквально вчера, и я был удивлен, если честно. У нас все спокойно.
Александр Каун недавно заявил, что завершает карьеру, потому что перестал получать удовольствие от баскетбола. Можешь представить, что в ближайшее время у тебя возникнут такие же мысли?
Тимофей Мозгов: Вот есть стакан. Если туда наливать баскетбол, то мой стакан не заполнен даже наполовину.
Досье "РГ"
Тимофей Мозгов родился в Ленинграде 16 июля 1986 года, став четвертым и самым высоким сыном в семье. Профессиональную карьеру "Мозг" начал в подмосковных "Химках" в 2006 году, а уже в 2010-м подписал контракт с клубом НБА "Нью-Йорк Никс", оказавшись седьмым россиянином, отправившимся за океан. Вскоре наш баскетболист в результате сложного обмена угодил в "Денвер". Карьера в новой команде поначалу складывалась для Тимофея непросто. Он был лишь четвертым центровым "Наггетс", плюс Мозгову мешали раскрыться регулярные травмы. Поворотным стал сезон 2013/2014, в котором Тима закрепился в роли основного "пятого номера" "Денвера". В декабрьском матче против "Бруклина" Мозгов обновил российский рекорд по количеству подборов в НБА. По ходу прошлого сезона центровой перешел в "Кливленд" и стал первым россиянином, сыгравшим в финале Национальной баскетбольной ассоциации.