21.07.2015 15:45
    Поделиться

    Чуркин: На создание трибунала по сбитому Boeing у СБ ОНН уйдут месяцы

    Россия предложила перейти от политических игр вокруг резолюции по катастрофе малазийского Boeing на Донбассе к поиску компромисса, который позволит всем участникам дискуссии дать новый импульс проводимому в Нидерландах расследованию.

    Постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин сообщил о том, что в Совете безопасности ООН в закрытом режиме прошло обсуждение российского проекта резолюции, имеющего ряд принципиальных отличий от первоначально внесенного малайзийского варианта. В итоге сложилась нетипичная ситуация, при которой Совбезу предложено обсуждать не поправки к уже существующему документу, а две резолюции, основанные на различных подходах к произошедшей трагедии. Ответный ход Москвы выглядит чрезвычайно своевременным, поскольку выбивает из рук ее противников основной пропагандистский козырь - Россия якобы не заинтересована в объективном расследовании катастрофы с малайзийским лайнером. Предложенный Чуркиным вариант резолюции полностью опровергает это клише.

    В отличие от малайзийского варианта резолюции, российский не предусматривает создания международного трибунала по Boeing, по крайней мере, до завершения, проводимого в Нидерландах следствия. В вынесенном Чуркиным на обсуждение Совбеза документе говорится о том, что нынешнее расследование катастрофы ведется недостаточно прозрачно и использует методы, которые могут повлиять на его результат. В духе малайзийской резолюции, Москва выступает за "установление истинных причин авиационного инцидента и требует привлечения к ответственности виновных". Однако не считает трагедию в небе Украины "угрозой международной безопасности и стабильности" и рассматривает произошедшее в качестве уголовного преступления. Для проведения более объективных экспертиз российская резолюция предлагает привлекать к расследованию Международную организацию гражданской авиации.

    В целом, как объяснил по итогам заседания Совбеза Виталий Чуркин, "мне кажется, что эта спешка с созданием трибунала преодолена, а если спокойно, тщательно поработать, то можно выйти на достойное решение".

    Российский постпред подверг критике логику своих ооновских партнеров, стремившихся принять резолюцию по Boeing непременно к годовщине катастрофы: "я не вижу оснований торопиться. Это трагическая дата, которую надо отмечать минутой молчания, а не производством каких-то документов, поспешно подготовленных".

    Впрочем, существуют сомнения в том, что появление малайзийской резолюции, где предлагалось создание международного трибунала, не было заранее подготовленным политическим ходом противников Москвы. Как ранее намекал сам Чуркин, за этот вариант резолюции, гораздо активней, чем сама Малайзия, агитировали в Совбезе представители Соединенных Штатов и Великобритании, что косвенно указывает на их причастность к созданию документа.

    После появления российского варианта резолюции по Boeing, Куала-Лумпур не отказавшись окончательно от идеи международного трибунала, дал понять, что Малайзия готова смягчить свою позицию. Глава министерства транспорта Малайзии Лиоу Тионг Лай признал, что создание трибунала является лишь одним из механизмов для наказания виновных в гибели лайнера. Но далеко не единственным. Малайзия также рассматривает возможность создания международного криминального суда по катастрофе, хотя по-прежнему считает, что трибунал имел бы больший авторитет.

    В чем, безусловно, совпадают российский и малайзийский подходы к резолюции по Boeing, так это в стремлении повысить роль ООН в проводимом расследовании и привлечь к участию в нем генерального секретаря организации Пан Ги Муна. Так министерство иностранных дел Малайзии предложило, чтобы судья, прокурор и другие участники процесса по Boeing назначались непосредственно генеральным секретарем ООН.

    "Очень важно, что мы расстались с настроением попробовать найти общий знаменатель и посмотреть как подход, предложенный малазийской стороной и предложенный нами соединить для того, чтобы Совбез мог сделать следующий шаг", - прокомментировал итоги обсуждения российского варианта резолюции Чуркин.

    Впрочем, пока не ясно, готовы ли к такому диалогу государства, поддержавшие малайзийский документ - Бельгия, Британия, Австралия и Украина. Ряд членов Совета безопасности, и это показало обсуждение российского варианта резолюции, по-прежнему используют дискуссии вокруг катастрофы малайзийского Boeing над Донбассом для раздувания на Западе антироссийских настроений. Подготовленная Москвой резолюция, демонстрирующая приверженность нашей страны объективному и независимому расследованию трагедии с привлечением всех заинтересованных сторон, выбивает у них почву из-под ног. А потому вместо поиска общего знаменателя к чему призывает партнеров Виталий Чуркин, представители этих стран по-прежнему будут стремиться внести на голосование Совбеза ООН малайзийский вариант резолюции с косметическими, не меняющими сути документа поправками. На это указывает комментарий постпреда Новой Зеландии Джерарда ван Бохемена. Он сообщил, что обсуждение резолюции по сбитому над Донбассом Boeing было "очень позитивным" и в ходе встречи "прозвучала сильная поддержка идее создания трибунала", признав, что у России "конечно, другие взгляды на этот счет".

    Как заявил на прошлой неделе пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, Москва не определилась, стоит ли использовать право вето при голосовании по проекту резолюции. Многое зависит от того, в какой степени будут учтены в документе российские инициативы и формулировки.

    Голосование по резолюции, намеченное на 21 июля, ранее было перенесено на 27 июля, однако, последние события показывают, что и эта дата может оказаться не окончательной. Ведь как напомнил Чуркин, когда Совет безопасности ООН разрабатывал документы, связанные с созданием трибунала по убийству премьера Ливана Рафика Харири, на этот процесс ушли месяцы…

    Поделиться