Напомним, список социально значимых продуктов питания был утвержден правительством в 2010 году. В него вошли основные виды мяса, хлебобулочных изделий, мука, пастеризованное молоко, яйца, сливочное и растительное масло, сахар, соль, черный чай, основные крупы, овощи и яблоки. Предложенная мера вызвала неоднозначный ответ участников рынка.
- Торговые сети и производители продукции заинтересованы в том, чтобы продать больше товара, чему не способствует рост цен, - заявил "РГБ" председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. - Если цена слишком сильно растет, то сразу же падает потребление. Сеть может зафиксировать цены двумя способами: перераспределить свою прибыль или заложить свои издержки в стоимость других товаров. Для производителя это негативный фактор: себестоимость производства молока, к примеру, выросла на 40%, и если ему не дают увеличивать цены, то он просто уйдет с рынка. Мониторинг цен должен быть, но устанавливать ограничения по ценам - нерыночная мера, стимул к дефициту. Решений тут может быть только несколько: государство либо помогает производителю, субсидируя его, либо помогает потребителю.
- Никто из игроков рынка не заинтересован в завышении цен, оно приводит к резкому падению продаж, что бьет и по торговле и по производству, - согласен и заместитель председателя правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров ("Руспродсоюз") Дмитрий Леонов. - Регулирование наценки, наоборот, усложнит попадание отечественных товаров на полку. У ритейлеров не будет стимула заключать договоры с отечественными производителями продуктов питания в регионе, ведь наценку на импортные товары регулировать не предложено. Кроме того, ограничение наценки не решает основной цели - помощи малоимущим, так как товар по фиксированной низкой цене сможет купить каждый желающий.