21.07.2015 00:43
    Поделиться

    За препятствия развитию конкуренции на чиновника заведут дело

    Алексей Сушкевич, руководитель аналитического управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС):

    - ФАС хочет получить право наказывать чиновников, которые затягивают внедрение стандарта развития конкуренции в регионах. Как считают в ведомстве, наиболее действенными в этой ситуации могли бы быть штрафы или дисквалификация, то есть увольнение и запрет в течение нескольких лет занимать государственные посты.

    Стандарт развития конкуренции содержит около 28 контрольных показателей. Он, к примеру, устанавливает желаемую долю частных компаний, которые предоставляют услуги по программам обязательного медстрахования. Это частные больницы, диагностические центры, поликлиники. В нем также есть требования к минимальной доле детей, которые получают дошкольное образование в негосударственных детских садах. Похожие требования предъявляются к рынку лекарств и другим важным локальным рынкам. К внедрению стандарта должны были приступить с 1 января 2015 года. Отчет о проделанной работе каждый регион обязан направить в ФАС в феврале 2016 года. Эти данные будут включены в систему оценки состояния конкуренции в субъектах и станут основой для составления рейтинга, который ФАС ежегодно публикует по поручению президента и включает в итоговый доклад о развитии конкуренции.

    Как идет внедрение стандарта?

    - Очень активно в Татарстане, Хабаровском крае, Нижегородской, Ульяновской областях. В 24 регионах работа только начата. Есть территории, где внедрение стандарта вообще не ведется. Но, к счастью, их всего два. Этот год переходный. Регионам нужно осуществить ряд организационных мероприятий: создать консультативные органы при губернаторах, совместно с территориальными управлениями ФАС подобрать локальные рынки, которые нуждаются в развитии конкуренции - прежде всего рынки, где высоки барьеры входа и мало участников. Кроме того, от субъектов требуется разработать и утвердить дорожные карты по развитию конкуренции на этих рынках.

    Почему не все регионы активно занимаются этой работой?

    - Есть определенная бюрократическая инерция. Возможно, региональные власти считают, что есть более важные проблемы.

    И ведь они действительно есть.

    - Да, мы понимаем, что регионы находятся в разной ситуации. У многих серьезная долговая нагрузка, некоторые фактически банкроты или хронически находятся на дотациях. Но весь кайф развития конкуренции состоит в том, что оно практически не требует инвестиций. Это просто нормализация деловой и административной атмосферы в регионе. Так что выполнить поставленные в части внедрения стандарта задачи по силам абсолютно всем.

    По статистике ФАС, около половины нарушений антимонопольного законодательства приходится на чиновников. И на них же возложена обязанность рапортовать о проделанной в сфере развития конкуренции работе. Нет ли здесь противоречия?

    - Это извечная проблема, как чиновника с его собственными интересами заставить работать на интересы общие. Это относится к любой сфере чиновничьей деятельности в России. Но в данном случае речь идет о вертикали власти. Документ о внедрении стандарта развития конкуренции носит практически директивный характер. И по нему о работе губернаторов будет судить президент. При каждом губернаторе должен быть создан совещательный орган из предпринимателей. Надеемся, что он будет каким-то образом контролировать выполнение мероприятий по внедрению стандарта. И надеемся, что предпринимательские организации - те же "Деловая Россия", "ОПОРА России" - также не останутся в стороне.

    У ФАС есть полномочия по контролю за ходом внедрения стандарта?

    - У региональных властей есть обязанность отчитываться о работе перед ФАС и аналитическим центром при правительстве. Проще говоря, мы получаем отчет, но у нас нет никаких мер воздействия. Мы хотели бы получить право контролировать выполнение основных поручений стандарта. Кроме того, на наш взгляд, было бы правильно предусмотреть санкции для тех, кто саботирует внедрение стандарта развития конкуренции.

    В чем они могут заключаться?

    - Нам было бы близко возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства. Поскольку стандарт - акт правительства, направленный на развитие конкуренции, бездействие в реализации этого акта можно расценивать как нарушение антимонопольного законодательства. Такого рода антиконкурентное поведение пресекается статьей 15 Закона о защите конкуренции. Если бездействие чиновника препятствует развитию конкуренции, оно наказывается административным штрафом либо дисквалификацией.

    ФАС предлагает дисквалифицировать губернаторов?

    - Нет, тех чиновников, которые непосредственно отвечают за внедрение стандарта развития конкуренции - министров экономики, к примеру. Что касается губернаторов, то перечень направлений для оценки работы высших руководителей регионов теперь содержит такой пункт как содействие развитию конкуренции на основе стандарта. То есть эффективность их работы теперь будет оцениваться и по этому критерию. На наш взгляд, этого достаточно.

    ФАС уже второй год подряд публикует рейтинг развития конкуренции в регионах. На основе каких показателей он составляется сейчас?

    - Известные нам методики оценки конкуренции, к примеру, существующие в рамках Организации стран экономического сотрудничества и развития (ОЭСЭР), дают оценку состояния конкуренции только в страновом масштабе. Задача ФАС в том, чтобы охарактеризовать конкуренцию на рынках, которые носят локальный характер и состояние конкуренции на которых зависит от действий региональных властей. Поэтому учитывается насыщенность региона предприятиями, что важно, вновь созданными, то есть плотность делового бульона, в котором варится бизнес и его ежегодное изменение. Кроме того, количество жалоб, поступающих в ФАС, состояние товарных рынков, которые вносят наибольший вклад в валовой региональный продукт - мелкий опт и розница на рынке топлива, электроэнергетики, рынок розничной торговли лекарствами... И еще один критерий - мнение бизнеса о ситуации с конкуренцией в конкретном регионе.

    В России есть регионы, где предприниматели предпочитают решать свои проблемы, не обращаясь в ФАС. По количеству жалоб эти территории наверняка выглядят лучше других, это не значит, что конкуренция там на высоте. Может, есть смысл откорректировать методику оценки ситуации?

    - Мы признаем некую грубоватость наших расчетов, но они все равно дают каждому региону возможность понять, как складывается рейтинг и как можно улучшить свои позиции в нем. Способствуй созданию новых предприятий, объясняй предпринимателям, что ты собираешься делать для развития конкуренции, реализуй это, и тогда бизнес тебе поверит, тогда его оценки станут оптимистичнее. Мы собираемся корректировать методику, но любые корректировки несут риски утраты сопоставимости результатов за разные периоды. Мы бы этого не хотели, поэтому корректировка будет плавной.

    Поделиться