Однако все эти усилия напрасны. Как показывает совместное исследование финских и эстонских ученых, умеющий читать ребенок не имеет никаких преимуществ, учась в первом классе с незнающими букв сверстниками.
"Мы не можем утверждать, что умение складно читать до школы важно для дальнейшего развития. Наше исследование показывает, что раннее умение не дает преимуществ в начальной школе", - рассказала в интервью газете "Ээсти Пяйвялехт" один из авторов исследования ученый Таллиннского университета Пирет Соодла.
В ходе анализа изучались умения эстонских и финских дошкольников. Первые умели хорошо читать уже до школы, вторые - не умели. Ученые обратили внимание, что в первом классе это различие полностью исчезало.
"Чтению научиться легко. Поэтому бессмысленно давление родителей и детского сада на ребенка в то время, когда интереса к чтению еще нет", - заключили исследователи.
В этой связи ученые сделали вывод, что бессмысленно проводить дошкольные тестирования детей по чтению. И тем более результаты таких тестов не могут служить поводом для того, чтобы принимать или не принимать ребенка в ту или иную школу.
"Один ребенок в шесть лет научится бегло читать, другой - через пару месяцев или год. К концу начальной школы все читают более-менее одинаково", - заключила Соодла.
Результаты анализа ученых отправлены для изучения в профильные министерства Эстонии и Финляндии. Как отмечают исследователи, сравнение умений эстонских и финских дошкольников является очень интересным по нескольким причинам. Во-первых, эстонский и финский языки родственные и, учитывая сложность обучения чтению, относительно легкие. Во-вторых, дети в обеих странах идут в школу в одном возрасте - в шесть-семь лет. С другой стороны, школьные системы двух стран отличаются: в Эстонии детей учат читать до школы, а в Финляндии - только в первом классе, отмечает газета.