Имущество, передаваемое частному партнеру, должно быть свободно от прав третьих лиц. Не допускается заключение соглашения в отношении объектов водоснабжения, тепловых сетей, источников тепловой энергии. Закон о ГЧП позволит привлечь технологии и кадры в том числе и в сферу оборонно-промышленного комплекса. Развитие сферы ГЧП на уровне субъектов РФ будет одним из критериев, по которым оценивается эффективность работы главы региона в целом.
На частном партнере будет лежать полное или частичное финансирование и строительство создаваемого объекта, а также обеспечение его эксплуатации и технического обслуживания. Государство в свою очередь субсидирует строительство (если частный инвестор оплачивает его не полностью), передает права на имущество для реализации проекта и обеспечивает передачу созданного объекта в собственность предпринимателя. Последнее будет возможно, только если вклад инвестора в реализацию проекта будет преобладающим, то есть превышать половину понесенных затрат. После ввода объекта в эксплуатацию частный партнер обязан его использовать только по назначению в соответствии с условиями соглашения.
Новым законом о ГЧП установлен запрет заключать соглашения о ГЧП с иностранными юридическими лицами. Однако иностранные инвесторы могут участвовать в проекте в качестве акционеров созданной в России специальной компании. В большинстве случаев так и происходит на практике.
Несмотря на то что закон был одобрен Госдумой совсем недавно, история развития государственно-частного партнерства в России насчитывает более 20 лет. В 1990-х формат ГЧП использовался, как правило, в строительстве автомагистралей и сфере водоснабжения. Перемены произошли в 2004 году, когда президент России подписал пролежавший в Госдуме 12 лет Закон "О концессионных соглашениях". Это упростило жизнь всем участникам ГЧП-проектов и внесло значимый вклад в развитие предпринимательской инициативы в России. Так, только в 2013 году в нашей стране было реализовано более 90 проектов по схеме ГЧП. Общая сумма инвестиций составила 1 трлн рублей, из которых 900 млрд частные инвестиции.
Подобная статистика говорит о том, что формат ГЧП востребован во многих сферах от образования до очистки вод. Несмотря на отсутствие закона, упорядочивающего формат государственно-частного партнерства, с 2003 года государственные учреждения передают на аутсорсинг бизнесу свои непрофильные функции. Сегодня существуют примеры реализованных проектов с огромными объемами частных инвестиций, это станции метро, объездные дороги, медицинские и образовательные центры. Приведу пример перинатальных центров "Мать и дитя". В эту группу компаний входят 17 медицинских учреждений в 17 регионах. В планах запуск еще одного центра в Уфе. В рамках концессионного соглашения администрация города бесплатно предоставила землю под строительство сроком до 49 лет. При таком формате сотрудничества выиграют все: государство получит клинику, не вкладывая в ее создание огромные суммы, а инвестируя поэтапно - оплачивая родовые сертификаты пациенток. Бизнес сократит издержки на аренду земли и увеличит поток клиентов.
По пути российской концессии пошли даже международные концерны GAMBRO и Fresenius Medical Care. В рамках ГЧП с министерством здравоохранения они открыли сеть клиник и лабораторий гемодиализа (метод внепочечного очищения крови). В них все пациенты обслуживаются бесплатно по полису обязательного медицинского страхования (ОМС). Снимая государственные помещения за минимальные деньги, западные компании обязаны оборудовать площади. В подобных соглашениях государство ничем не рискует - в случае несоблюдения хотя бы одного пункта Закона "О концессионных соглашениях", если вместо пола подрядчик на 11-й год аренды отремонтировал крышу, договор разрывается. Более того, тендеры, с помощью которых государство отбирает частные компании, формируют на рынке здоровые конкурентные условия.
В ситуации тотальной бюджетной экономии ГЧП не панацея, но лучший выход. Особенно сейчас оно повысит эффективность расходования средств и станет тем самым "плечом", на которое сможет опереться государство. Чтобы сделать этот формат сотрудничества обычной практикой, нужны лишь две вещи - растиражировать успешные примеры по России и доработать региональную законодательную базу. Тогда все встанет на свои места. Минздрав сэкономит на формировании инфраструктуры, бизнес получит возможность инвестировать и развиваться, а экономика выйдет на новый уровень.