21.07.2015 00:42
    Поделиться

    Эксперт: При бюджетной экономии ГЧП не панацея, но лучший выход

    Партнерство бизнеса и государства помогает экономить бюджет
    Проекты в формате государственно-частного партнерства реализуются в нашей стране уже более 20 лет. Однако лишь в июле этого года принят Закон "О государственно-частном партнерстве", который определяет возможности правового регулирования подобных проектов. Благодаря новому закону станет возможным оформление права собственности частного партнера на объект и передача его в залог частным партнером в пользу финансирующих организаций. Эти инструменты способны значительно усилить обеспечительный пакет инвестора перед банками, что позволит сделать проект более привлекательным для привлечения заемного финансирования.

    Имущество, передаваемое частному партнеру, должно быть свободно от прав третьих лиц. Не допускается заключение соглашения в отношении объектов водоснабжения, тепловых сетей, источников тепловой энергии. Закон о ГЧП позволит привлечь технологии и кадры в том числе и в сферу оборонно-промышленного комплекса. Развитие сферы ГЧП на уровне субъектов РФ будет одним из критериев, по которым оценивается эффективность работы главы региона в целом.

    На частном партнере будет лежать полное или частичное финансирование и строительство создаваемого объекта, а также обеспечение его эксплуатации и технического обслуживания. Государство в свою очередь субсидирует строительство (если частный инвестор оплачивает его не полностью), передает права на имущество для реализации проекта и обеспечивает передачу созданного объекта в собственность предпринимателя. Последнее будет возможно, только если вклад инвестора в реализацию проекта будет преобладающим, то есть превышать половину понесенных затрат. После ввода объекта в эксплуатацию частный партнер обязан его использовать только по назначению в соответствии с условиями соглашения.

    Новым законом о ГЧП установлен запрет заключать соглашения о ГЧП с иностранными юридическими лицами. Однако иностранные инвесторы могут участвовать в проекте в качестве акционеров созданной в России специальной компании. В большинстве случаев так и происходит на практике.

    Несмотря на то что закон был одобрен Госдумой совсем недавно, история развития государственно-частного партнерства в России насчитывает более 20 лет. В 1990-х формат ГЧП использовался, как правило, в строительстве автомагистралей и сфере водоснабжения. Перемены произошли в 2004 году, когда президент России подписал пролежавший в Госдуме 12 лет Закон "О концессионных соглашениях". Это упростило жизнь всем участникам ГЧП-проектов и внесло значимый вклад в развитие предпринимательской инициативы в России. Так, только в 2013 году в нашей стране было реализовано более 90 проектов по схеме ГЧП. Общая сумма инвестиций составила 1 трлн рублей, из которых 900 млрд частные инвестиции.

    Подобная статистика говорит о том, что формат ГЧП востребован во многих сферах от образования до очистки вод. Несмотря на отсутствие закона, упорядочивающего формат государственно-частного партнерства, с 2003 года государственные учреждения передают на аутсорсинг бизнесу свои непрофильные функции. Сегодня существуют примеры реализованных проектов с огромными объемами частных инвестиций, это станции метро, объездные дороги, медицинские и образовательные центры. Приведу пример перинатальных центров "Мать и дитя". В эту группу компаний входят 17 медицинских учреждений в 17 регионах. В планах запуск еще одного центра в Уфе. В рамках концессионного соглашения администрация города бесплатно предоставила землю под строительство сроком до 49 лет. При таком формате сотрудничества выиграют все: государство получит клинику, не вкладывая в ее создание огромные суммы, а инвестируя поэтапно - оплачивая родовые сертификаты пациенток. Бизнес сократит издержки на аренду земли и увеличит поток клиентов.

    По пути российской концессии пошли даже международные концерны GAMBRO и Fresenius Medical Care. В рамках ГЧП с министерством здравоохранения они открыли сеть клиник и лабораторий гемодиализа (метод внепочечного очищения крови). В них все пациенты обслуживаются бесплатно по полису обязательного медицинского страхования (ОМС). Снимая государственные помещения за минимальные деньги, западные компании обязаны оборудовать площади. В подобных соглашениях государство ничем не рискует - в случае несоблюдения хотя бы одного пункта Закона "О концессионных соглашениях", если вместо пола подрядчик на 11-й год аренды отремонтировал крышу, договор разрывается. Более того, тендеры, с помощью которых государство отбирает частные компании, формируют на рынке здоровые конкурентные условия.

    В ситуации тотальной бюджетной экономии ГЧП не панацея, но лучший выход. Особенно сейчас оно повысит эффективность расходования средств и станет тем самым "плечом", на которое сможет опереться государство. Чтобы сделать этот формат сотрудничества обычной практикой, нужны лишь две вещи - растиражировать успешные примеры по России и доработать региональную законодательную базу. Тогда все встанет на свои места. Минздрав сэкономит на формировании инфраструктуры, бизнес получит возможность инвестировать и развиваться, а экономика выйдет на новый уровень.

    Поделиться