Эксперт: Слияние ФАС и ФСТ позволит прогнозировать тарифы на 5 лет

Владимир Путин подписал указ "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования", упраздняющий Федеральную службу по тарифам и передающий ее функции Федеральной антимонопольной службе.

О перспективах расширения полномочий Федеральной антимонопольной службы за счет функций ФСТ, корреспонденту "Российской газеты" рассказал руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников.

Никита Иванович, как эти перемены отразятся на экономике, что принесут бизнесу и нам, потребителям?

Никита Масленников: Возникает мощный регулятор, заточенный на поддержку конкуренции в сфере инфраструктурных монополий с их тарифным образованием - до сих пор не всегда прозрачным. Кроме того, объединение двух ведомств позволит сделать оптимальной государственную политику для поддержки конкуренции.

Начнем с того, что если тарифы начнут формироваться по-новому принципу, и это будет несомненным плюсом для бизнеса. Хорошо, если они будут понятны и прогнозируемы. Года на три, а лучше лет на пять. Это если говорить о целевых задачах. Но для этого необходима четкая координация деятельности с Центральным банком, который занимается определением инфляции, от которой, в свою очередь, зависит среднесрочное тарифное образование.

Экономике страны может быть дан мощный толчок к проведению структурных реформ естественных монополий. Что же касается потребителей, то, опять же - если будут понятные тарифы - всем станет легче, будь то промышленные предприятии или обычный гражданин, призванный платить за услуги ЖКХ. По крайней мере, можно будет планировать свои траты. Так что теоретически выигрыши от подобного ведомственного слияния существуют.

Проблемы могут возникнуть?

Никита Масленников: Конечно, риски есть. В рамках одной структуры соединить две организации - дело непростое. Как новое ведомство будет работать - пока четкого ответа на этот вопрос у меня лично нет.

К тому же, есть и обычный риск, сопутствующий такого рода слияниям. Дело в том, что качество работы на некоторое время снижается при таких "перестройках". И к этому тоже нужно быть готовым.

А то, что ФСТ "вливается" в ФАС, может свидетельствовать, что во главу угла ставится все-таки развитие конкуренции в стране. И это вполне знаковая вещь.

На ваш взгляд, какие три первоочередные задачи должно оперативно решить обновленное ведомство?

Никита Масленников: Первая - постараться свести к минимуму риски конфликта интересов. Вторая - опять же, о чем я уже говорил - перейти к среднесрочной программе установления тарифов - на 3-5 лет. И третья - дать импульс развития конкуренции через реформу инфраструктурных монополий.

А какой должна стать стратегическая задача?

Никита Масленников: В отечественной экономике 50-60 процентов занимает государственный сектор, который, как сами понимаете, с конкуренцией не всегда дружит. А потому стратегическая задача нового ведомства - содействие насаждению конкурентных начал именно в государственном секторе.