Готовый бизнес в России, прибавлявший в последнее время по 25-30% в год, сегодня продолжает расти, несмотря на кризис. Международные и федеральные бренды проникают в глубинку, локальные концепции выходят за границы регионов, осваивают сопредельные территории. У франчайзинга появляются новые последователи, оказывающиеся порой искателями легкой прибыли, и подражатели. Это болезни роста. Они неизбежны, но излечимы, если, конечно, ими заниматься.
"В кризис наметились очень интересные тенденции, - отмечает Мераб Бен-Эл, президент Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) и совладелец крупнейшего ресторанного холдинга "Г.М.Р. Планета гостеприимства". - Многие сетевые компании, даже небольшие, из-за дорогих кредитов, падения операционной прибыли обратили внимание на франчайзинг как инструмент привлечения средств частных инвесторов. Кроме того, мы видим, что готовый бизнес встал в один ряд с другими инвестиционными инструментами - недвижимостью и предметами роскоши. В последние полгода на нашем рынке практически ежедневно возникают новые бренды. Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, рынок растет, с другой - появляются некачественные, а то и "липовые" франшизы".
"Проблема приобретает особую остроту в связи с тем, что сегодня мы наблюдаем заметный рост практического интереса к готовому бизнесу, - подтверждает исполнительный директор РАФ Юрий Михайличенко. - Увеличение спроса на франшизы обусловлено экономической ситуацией: обесцениванием рубля, высокими рисками инвестирования в недвижимость и банки, по сравнению с чем вложения в готовый бизнес оказываются более надежными, сокращением числа арендаторов, что вынуждает собственников помещений заполнять высвобождающиеся площади самостоятельно, используя проверенные инструменты сетевых компаний. Это подтверждается, в частности, запросами в "Яндексе" и других поисковых системах. Соответственно росту спроса на концепции, особенно недорогие, РАФ предполагает и увеличение предложений от недобросовестных предпринимателей".
Знающие люди различают два типа франшиз, которые на поверку оказываются неработоспособны или, в лучшем случае, недостаточно эффективны. Прежде всего, на рынке существуют откровенные подделки, представляющие собой название, часто похожее на хорошо знакомый потребителю бренд, и пачку документов. Их обычно и называют липовыми франшизами. Эти бумажные модели никогда не проверялись "правообладателем" в деле, тем более не подкреплены действующими предприятиями.
"Заплатив 400 тыс. руб. паушального взноса, мы не только не получили никакой помощи, информации, хоть чего-то полезного, а напротив - понесли массу ненужных затрат, вследствие чего выйти на окупаемость проекта не удастся, очевидно, никогда, я уже не говорю о том, чтобы заработать, - признается новосибирский предприниматель, покупатель франшизы ресторана быстрого питания (бургерной), оказавшейся подделкой. - Вместо обещанных технологических карт нам прислали описание наподобие "булка + котлета". Самое обидное, что взяли достаточно крупную сумму за оборудование, а то, что мы получили, стоит в три раза дешевле, к тому же не имеет ни технических паспортов, ни инструкций, ни гарантий. Только в этом моменте я был обманут более чем на 800 тысяч рублей, а общие убытки от такого "сотрудничества" составили 1,4 млн".
Мошенники могут иметь другие названия, менять вывески, поэтому, составление "черных списков" таких контор и предлагаемых ими липовых брендов малоэффективно. Деятельность лжефранчайзеров облегчается тем, что достоверной и полной статистики о концепциях, использующихся в России, их распределении по отраслям, страновой и региональной принадлежности сегодня нет. Эксперты сильно расходятся даже в общих цифрах, оценивая объем существующего рынка от 750 до более 1000 франшиз. При этом часть из них не подтверждена успешной практикой партнерского бизнеса или существует лишь в виде предложения.
Помимо липовых, левых, дутых, есть франшизы, концептуально несовершенные, недоработанные. Причем от неудачного тиражирования корпоративной бизнес-модели не застрахованы ни только начинающие, но и опытные игроки. "Франшиза может быть сырой. Будучи успешной на предприятиях под управлением правообладателя, в чужих руках она оказывается менее эффективной или, например, недостаточно доходной при условии привлечения кредита, - поясняет Мераб Бен-Эл. - Только состоявшийся бренд, концептуально ясный, с хорошо прогнозируемыми перспективами развития, имеет право на реализацию как франшиза. В нашей российской практике достаточно примеров, когда сильные, казалось бы, торговые марки, начав распространение модели через партнеров, шли на попятную и дорабатывали, порой годами, продукт, с которым попытались выйти на рынок готового бизнеса".
Волну популярности франчайзинга пытаются оседлать многие. В последнее время, предупреждают в РАФ, появляется все больше специалистов, предлагающих услуги по разработке франшизных пакетов. Соответственно, растет риск нарваться на мошенников или на дилетантов, а результат в обоих случаях одинаков: впустую потраченное время, потерянные деньги, предупреждает генеральный директор "Академии франчайзинга" Макс Аносов. Подготовка успешного бизнеса к тиражированию с привлечением предпринимателей со стороны - дорогостоящая, трудоемкая процедура, требующая специфических знаний и конкретного опыта.
Фундаментальным решением проблемы подделок под готовый бизнес и нежизнеспособных моделей в РАФ считают создание Национального реестра франшиз. Для включенных в него брендов он становится своего рода "сертификатом соответствия". Начатый в этом году реестр насчитывает 85 названий и продолжает пополняться. РАФ призывает всех добросовестных участников рынка присоединиться к проекту и предоставить требуемую информацию. Реестр, в котором все концепции проверены, цены запротоколированы, а условия перечислены, поможет предпринимателям сориентироваться и побыстрее взяться за дело.