Индекс экономического настроения России вырос впервые за два года

Российские бизнесмены перестали ожидать все большего ухудшения ситуации. По итогам второго квартала 2015 года индекс экономического настроения, который подсчитывают в Центре конъюнктурных исследований НИУ "ВШЭ", вырос. 8 кварталов подряд до этого он демонстрировал лишь снижение.

Однако пока этот показатель все же остается в "красной" зоне на отметке 86,5, что сильно ниже среднего долгосрочного уровня 100 пунктов. А в начале 2015 года индекс обновил шестилетний минимум, скатившись до отметки в 84,5 балла.

Закономерно, что точно также бизнес и потребители вели себя в прошлый кризис, в 2008-2009 годах. Тогда, например, первые позитивные сигналы появились только во втором квартале 2009 года. "В результате в конце 2009 года экономика перешла в зону расширения. Исходя из текущих итогов опроса, подобный сценарий возможен и в 2015 году", - говорится в исследовании НИУ ВШЭ.

Тем не менее до разворота в обратную сторону еще далеко. Однако, по предварительным данным Росстата, в июне 2015 года, например, прекратилось углубление спада в промышленном производстве. Впрочем, по мнению специалистов, эта тенденция более-менее ожидаема, так как в ценах сейчас полностью учтены колебания курса рубля. В то же время на промышленность продолжают оказывать негативное влияние уменьшение инвестиционной активности, и объемов кредитования. Остаются и внешние факторы - снижение нефтяных цен и цен на металлы.

У обычных граждан, кстати говоря, эмоции, связанные с экономикой, тоже постепенно стали окрашиваться в более позитивные тона. Так, по данным исследования Sberbank CIB, россияне все с большей надеждой смотрят в будущее - индекс потребительской уверенности вырос на 8 процентов по сравнению с первым кварталом года. Однако 63 процента опрошенных все еще стараются экономить.

Индекс экономического настроения рассчитывается на основе анализа показателей деловой активности более 20 тысяч компаний и потребительских ожиданий 5 тысяч граждан. Индекс включает в себя пять субиндексов: четыре индекса потребительской уверенности - в промышленности, строительстве, торговле и сфере услуг, а также еще один - потребительский.