Бывшего заключенного, однако, нигде особенно не ждут - вакантное место рядом с бывшей супругой занял самодовольный хмырь из полиции, к малолетней дочери запрещено приближаться, с самой затрапезной работы Скотта увольняют, едва узнав о его интересном прошлом. Оказавшись в безвыходном положении, Скотт соглашается на предложение своих бывших подельников во главе с трикстером Луисом (Майкл Пенья) - нужно обчистить сейф в особняке пожилого миллионера (Майкл Дуглас). В сейфе, однако, вместо долларов лежат только разноцветные шлем и водолазный костюм, а само ограбление оказывается тщательно спланированной операцией миллионера. Костюм - его давнее изобретение, позволяющее уменьшать человека до размеров муравья и при этом придавать ему нечеловеческую силу. Бывший зэк ему нужен для того, чтобы остановить своего не в меру ретивого ученика - тот сумел создать аналогичный костюм и готовится продать инновацию мутным типам, наверняка связанным с международным терроризмом.
Очередная экранизация комиксов компании Marvel выходит в прокат в момент, когда сама Marvel переживает самый удачный момент в своей истории. Франшиза "Мстители", фактически являющаяся супергеройской сборной солянкой, собирает миллиарды долларов по всему миру, позволяя переводить на язык кино даже те проекты, которые изначально казались обреченными - как тот же "Человек-муравей". Еще несколько лет назад о таком и помыслить было невозможно. Достаточно вспомнить, что дебютный фильм Marvel - "Железный человек" - компания снимала как независимый проект, без поддержки крупных голливудских студий. В Голливуде с подозрением смотрели как на исполнителя главной роли (Роберт Дауни-младший считался сбитым летчиком), так и на концепцию в целом. В Marvel считали, что современный кинокомикс должен быть до известного предела реалистичным и самоироничным, потому что взрослый мужчина в обтягивающем разноцветном латексном костюме - это прежде всего забавно. Такая концепция выглядела фрондистской из-за того, что у публики в середине минувшего десятилетия большим спросом пользовались мрачные комиксы, в которых главные герои глубокомысленно надували щеки и пытались дать Шекспира - см. трилогию Кристофера Нолана о Бэтмене.
Касса, впрочем, все расставила по своим местам - ироничный и жизнерадостный метод Marvel довольно быстро стал мейнстримом, превратив студию в могущественного гиганта современной киноиндустрии. Но, как и в случае с любым другим явлением в киноиндустрии, именно в момент пика цветения начинают проявляться первые следы увядания и разложения. "Человек-муравей" - яркий тому пример.
Так часто восхваляемый метод Marvel в 2015-м низведен до бездушной предсказуемой схемы. Берется симпатичный артист с лицом неудачника, который все время неловко подшучивает над собой, но в конечном счете его персонаж каким-то чудом одолевает супостатов. У персонажа обязательно наличествует любовная линия, отсылающая к эксцентрическим комедиям эпохи "золотого Голливуда" - весь эротизм тут в словесных перепалках. В "Человеке-муравье" за эту линию отвечает возвращающаяся из небытия звезда сериала "Остаться в живых" Эванджелин Лилли. В финале обязательно должна быть разрушительная битва, в ходе которой злодей выглядит непобедимым Голиафом, а "наш парень" обреченным Давидом. Если вдруг посмотреть подряд все марвеловские кинокомиксы - "Железный-человек" и его сиквелы, "Халк", "Тор", "Первый мститель" - то в какой-то момент может возникнуть ощущение, что смотришь один и тот же нескончаемый фильм, в котором меняется только цвет костюмов главных героев, и который чем дальше, тем больше становится механистичным и бездушным.
В "Человеке-муравье", безусловно, есть удачные находки. Это прежде всего Пол Радд, блестящий комедийный актер, который играет в многомиллионном блокбастере так, будто это очередная сентиментально-скабрезная комедия Джадда Апатоу. Понятно, что Marvel "Человеком-муравьем" делает еще один шаг в сторону дальнейшего очеловечивания супергеройского жанра, избавления его персонажей от суперспособностей и статуса "поп-культурных богов". Но, во-первых, куда дальше гиганта по этой дороге уже давно пошли конкуренты. Например, циничная и уморительная франшиза "Пипец", в которой супергерои - просто малолетние идиоты, напялившие на себя нелепые наряды. Во-вторых, все живое, что есть в "Человеке-муравье", губит не только заштампованность схемы, но и стратегическое мышление студии. Окрыленные общим успехом боссы уже не мыслят единичными фильмами - им сразу подавай франшизу с многочисленным продолжениями. Никто не скрывает, что сценарий "Человека-муравья" писали с явным прицелом на пару сиквелов. В итоге зрителю предлагается не столько фильм, сколько аморфный двухчасовой пролог, после титров которого следуют сразу два коротких ролика, обещающих куда более зажигательное продолжение.
Судя по сборам, это схема пока работает. Но история показывает, что довольно скоро в кино, сделанном по бизнес-плану, зритель почувствует себя лишним.