Надзорные каникулы как временная мера на три года распространяются на проведение выездных плановых проверок субъектов малого предпринимательства. Предложение деловых объединений распространить каникулы и на средний бизнес поддержки не получило.
Присутствует некоторая неопределенность прогнозируемого результата. Судя по двухстраничной пояснительной записке, представленной депутатам при внесении изменений в базовый Закон 294-ФЗ, расчеты не проводились. В отсутствие единой системы учета контрольных мероприятий (она еще только создается) слишком велик разброс экспертных оценок, оценивающих потенциальное число индивидуальных предпринимателей и юрлиц, которые смогут воспользоваться "каникулами".
Надо понимать, что из 2,4 млн проверок, проведенных в РФ в прошлом году, только 960 тыс. являлись плановыми. Внеплановых значительно больше. Не следует полагать, будто каникулы дадут защиту от совместных рейдов контролирующих органов, проведения административного расследования, они не отменяют камеральных и документарных проверок.
Лишенные права получить каникулы ничем не хуже тех, кто это право получил. Просто к одним проверяющие пришли, а к другим - нет. Раз пришли - значит, нашли нарушение. Обвинительный уклон проверок и избыточность обязательных требований к бизнесу - ровно та причина, по которой решено вводить риск-ориентированный подход в контрольно-надзорную деятельность. Его, кстати, и применило правительство РФ в "изъятиях", не распространяя каникулы на те категории предприятий, где высокий класс опасности и существуют высокие риски причинения вреда.
При этом риск-ориентированный подход по логике вещей должен вообще избавить малые предприятия с невысокими рисками от плановых проверок. Во многих странах, давно уже реализовавших модель на основе управления рисками, плановых проверок нет - они осуществляются явочным порядком.