21.07.2015 00:44
    Поделиться

    Покупатели стали обращать больше внимания на упаковку товара

    Сегодня средний располагаемый доход среднестатистического российского домохозяйства составляет 56 тыс. руб. в месяц, из которых почти 30 процентов потребители тратят на приобретение товаров FMCG. Эти результаты исследования изменений покупательского поведения россиян в 2014-2015 гг. были представлены аналитическим агентством "Ромир".

    Опрос показал, что в 2015 году на российском потребительском рынке по отдельным товарным категориям цены выросли очень существенно. К примеру, расходы на сыр увеличились в среднем на 28 процентов, на яйца - на 12 процентов, на сахар - на 16 процентов.

    В мае 2015 года чек среднестатистического российского покупателя вырос почти на 10% по сравнению с маем 2014 года. В поисках более выгодных предложений россияне стали исследовать больше магазинов, чем ранее. В частности, частота визитов в магазины за год увеличилась у россиян на 7 процентов. Потребители ищут наиболее удобные и выгодные варианты покупок.

    При этом, как отмечают эксперты Retail&Loyalty, в отличие от предыдущего кризиса, фактор "лучшей цены" для потребителя не является единственным определяющим критерием выбора торговой точки. При выборе магазина потребители учитывают такие факторы, как удобная локация и широкий ассортимент.

    Основные стратегии экономии покупателей при покупках товаров FMCG сегодня можно поделить на четыре основные категории. Так, 24 процента потребителей указали, что ищут магазин с наиболее низкой ценой. Почти треть (28 процентов опрошенных) сменили стратегию потребления на более рациональную, они ведут учет расходов и потребления и отказываются от импульсных покупок. Так, на 6,8% опрошенных меньше, чем в мае прошлого года, покупали пиво, на 2,5 процента меньше стало покупателей сигарет, на 3,5 и 2,8 процента соответственно сократилось число приобретавших косметику и кондиционеры/бальзамы для волос.

    Оптимизация расходов идет и внутри самой продуктовой корзины: покупатели стали обращать больше внимания на упаковку товара. Например, стали покупать меньшие по весу упаковки сыпучих круп. Наиболее ярко тенденция проявляется в сегменте каш - на 21 процент по сравнению с маем 2014 года выросли покупки быстроприготовляемых каш в пакетах (вместо коробок).

    Частота походов в магазины у 64 процентов потребителей возросла, а 36 процентов указали, что она осталась такой же либо уменьшилась. Наибольший рост частоты посещений у сетевых дискаунтеров - 10 процентов, на 7,8 процента стали чаще посещать гипермаркеты, на 0,2 процента выросла частота посещений магазинов у дома.

    При этом формат рыночной торговли явно не справляется с кризисными запросами покупателей, демонстрируя их явный отток: частота посещений рынков покупателями в мае снизилась на 6,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

    На продуктовом рынке за первые четыре месяца минпромторг отмечает снижение покупательской способности населения - розничный оборот снизился примерно на 6%. При этом специалисты ведомства не видят предпосылок для дальнейшего роста цен на продукты питания в стране. Это связано с тем, что торговые сети достаточно долго сдерживали цены не только на импортную продукцию, но и на товары российских производителей. В итоге продуктовая инфляция росла в 2-3 раза меньшими темпами, чем падение курса рубля. Сейчас, когда курс укрепился, роста цен не предвидится.

    Продукты питания - это та категория расходов, на которой потребитель начинает экономить в последнюю очередь, считает Дмитрий Востриков, директор по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз": "Сегодня мы фиксируем рост продаж товаров среднего ценового сегмента: к ним перешли потребители, находящиеся на границе между средним и высшим классом, и товаров низкоценового сегмента - потребители, находящиеся на границе между низшим и средним классом. За последние месяцы в поведении потребителей можно выделить следующие тенденции: сокращение импульсивного спроса, то есть покупатель стремится приобрести только необходимые товары, избегает неосмысленных покупок, предпочитает проверенный товар новому "неизвестному" бренду. Вторая тенденция - поиск выгодных предложений и акций. И последняя - повышенный интерес к частным маркам торговых сетей".

    Сегодня производителям продовольственных товаров следует сделать упор на выпуск товаров из среднего и низкого ценового сегментов, при этом найти баланс между ценой и качеством товара, а также рассмотреть возможность заключения длительных контрактов с торговыми сетями на выпуск продукции под собственными торговыми марками и предложить покупателю всевозможные промо-акции и скидки.

    По словам Романа Гулевского, гендиректора холдинга "Помидорпром", несмотря на то, что покупательский спрос сдвинулся в средний и низший ценовые сегменты, объемы потребления сохраняются: "По рынку в сегменте консервация происходит существенный рост спроса на недорогие товары. По нашим данным, он увеличился на 15-17 процентов".

    Поделиться