Между двух огней
Проблема льготных лекарств очень многоаспектна, подчеркивают главврачи поликлиник и больниц. По словам заместителя главного врача Кольской центральной районной больницы Владимира Василенко, система закупки лекарств давно уже не отвечает современным реалиям. Эта ситуация сказывается на лечении детей до трех лет. Если у малыша находят какое-либо острое заболевание, то в этом возрасте он имеет право на бесплатные лекарства. Согласно постановлению правительства РФ N 890, врач имеет право назначать заболевшему ребенку любое лекарство, какое сочтет нужным. Но многие другие документы указывают, что лекарства должны назначаться только из определенного перечня.
Но, как выразился главврач Мурманского клинического комплекса имени Пирогова Олег Минин, больные не хотят болеть в соответствии с законодательством. В результате медики оказываются между двух огней.
- Часто родители требуют выписать для своего ребенка тот или иной препарат, - рассказывает главный врач детской консультативно-диагностической поликлиники Мурманска Татьяна Кусайко. - Однако федеральный закон N 323 "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" указывает, что лечащий врач может назначить препарат только в соответствии со стандартом лечения и только в том случае, если он включен в перечень.
Угадать эпидемию
Отдельной проблемой стало планирование закупки необходимых лекарств. Сегодня приходится заранее планировать определенные суммы на эти цели. Хорошо, если число пациентов-льготников окажется меньше запланированного. Тогда хватит всем, хотя и останутся излишки препарата. А если больных окажется больше? Более того, есть редкие (орфанные) заболевания, лечение которых баснословно дорого. Например, в Мурманской области есть дети, которым в месяц требуется на лекарства по 500 тысяч рублей. Несколько таких больных могут "съесть" львиную долю отпущенных сумм. Всего в Мурманской области таких детей около 60, и без специальных препаратов им не выжить.
- Мне не нравится ситуация, когда мы должны планировать заболевания, - добавляет Татьяна Кусайко. - Как можно создать "план", например, инфекционных заболеваний - столько-то случаев ветрянки, столько-то кори? Мы можем составить заявку на 2016 год, но мы не знаем, сколько в будущем году в области будет льготников - региональных и федеральных. Можно приблизительно подсчитать, сколько родится детей, но как узнать, чем они заболеют?
У нас, например, за год выявлено 11 больных сахарным диабетом. В моем учреждении наблюдаются 23 200 детей, из них 29 человек состоят на учете по сахарному диабету. Это много. Как можно спланировать подобный всплеск? А ведь сейчас разрабатывается концепция по оказанию ранней помощи детям, это тоже дорогостоящий проект.
В результате зачастую случается так, что приобретается то или иное средство, которое остается невостребованным, хотя на него потрачены миллионы. Или наоборот: возникла необходимость в каком-либо препарате, а на него уже нет денег, и нужно снова объявлять аукцион. Это означает, что больным придется ждать лекарства не один месяц. Например, зачастую остаются невостребованными препараты для страдающих эпилепсией, поскольку в процессе лечения нередко выясняется, что данное лекарство не помогает. Врачу приходится назначать другое средство, на которое денег из бюджета уже не отпущено. В результате миллионы рублей могут быть потрачены неэффективно.
Выход есть
Безусловно, заявка на приобретение лекарств периодически корректируется. Если схема лечения того или иного больного меняется, врачи стараются учесть это при закупке лекарств.
В случае острой надобности регионам на эти цели выделяются сейчас дополнительные деньги из федерального бюджета. Но вопрос здесь не только в суммах, а в том, чтобы распорядиться ими правильно.
Выходом может стать изменение принципа, по которому выделяются средства на лекар-ства для льготников - как детей, так и взрослых. Следовало бы не отталкиваться от умозрительных предположений о количестве будущих больных, а отслеживать, сколько лекарств получил каждый конкретный льготник за определенный период - скажем, за месяц или полугодие. И финансировать именно эти затраты. Тогда можно будет добиться и максимальной адресности помощи, и обеспечения препаратами всех больных по потребностям.
Кроме того, необходимо внести поправки в постановление N 890 - добавить в него положение о том, что бесплатные лекарства должны назначаться не любые, по усмотрению врача, а в рамках перечня и медицинских стандартов лечения.
Впрочем, что касается лекарственного обеспечения детей, то здесь очень велика ответственность родителей. Когда ребенок рождается, участковая патронажная медсестра сообщает родителям, какой перечень документов они должны иметь, чтобы наблюдаться у врача. На такого ребенка оформляется страховой полис. Дело в том, что процедура обеспечения лекарствами ребенка до трех лет имеет заявительный характер. Иными словами, родители должны принести страховое свидетельство ребенка (СНИЛС) в детскую поликлинику, иначе он не будет включен в региональный регистр льготников, имеющих право на бесплатные лекарства. Но есть важный момент: тот, кто принес СНИЛС вчера, а сегодня заболел, не получит бесплатное лекарство, так как на включение больного в регистр льготников требуется время. Поэтому обо всех документах необходимо позаботиться заранее.
Валерий Перетрухин, министр здравоохранения Мурманской области:
- Мурманская область получит дополнительное финансирование на лекарственное обеспечение льготников региона. Согласно постановлениям правительства РФ, из федерального бюджета на эти цели Мурманской области выделено 65,386 миллиона рублей. На 49,7 миллиона рублей будут закуплены препараты, в том числе для больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, специализированное питание для детей-инвалидов, больных фенилкетонурией. На 3 миллиона рублей будут закуплены лекарства для больных хронической почечной недостаточностью, находящихся на программном диализе. На сумму порядка 12,5 миллиона рублей межбюджетных трансфертов, выделенных дополнительно, будут приобретены препараты для льготников, страдающих сахарным диабетом, бронхиальной астмой, эпилепсией, онкологией.
Тем временем
Николай Цуканов распорядился проработать возможность приобретения калининградскими компаниями иностранных лекарств напрямую, минуя российские оптовые склады фармацевтики, с целью снижения розничной стоимости медикаментов. Губернатор заявил, что дал такое поручение региональному минздраву еще полгода назад, однако до сих пор конкретных данных не получил. Цуканов отметил, что сегодня 99 процентов импортных лекарств привозят в Калининградскую область со складов в Москве или Санкт-Петербурге. По словам главы региона, "большинство лекарств, которые есть в наших аптеках и в аптеках соседних стран (Польши, например), прошли сертификацию в РФ. По идее, какая нам разница, где их покупать? Обычный человек задает вопрос: почему мы покупаем лекарства на складах в Москве, а не напрямую на заводе-изготовителе, если в этом случае они будут стоить на 30-40 процентов дешевле?".