Сейчас уже бесполезно рассуждать и спорить о том, сколько денег СВП вынет из кармана перевозчика, и на много ли подскочат цены на товары, перевозимые автотранспортом (то есть практически на всё), поскольку федеральный закон на этот счет был принят еще в апреле 2011 года. Теперь надо о другом думать: чтобы деньги, полученные - цитирую закон - "в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами" ушли по назначению, то есть на содержание, ремонт и строительство автотрасс. Кстати, объем строительства оных к 2022 году нашим дорожникам предстоит удвоить. Так что 50 млрд руб., которые планируется ежегодно взимать с владельцев 12-тонных авто, если они, конечно, дойдут по адресу, лишними явно не будут.
Согласно поручению президента от 12.11.2014 г., доходы от реализации СВП необходимо направлять в дорожные фонды субъектов РФ "для обеспечения реализации механизмов государственно-частного партнерства на региональном уровне, а также для строительства, реконструкции и ремонта уникальных искусственных дорожных сооружений". А ведь некоторые оптимистично настроенные автоперевозчики, комментируя "РГБ" предстоящий ввод СВП в действие, выражали надежду, что собранные средства пойдут именно на поддержание в порядке федеральных трасс! Не получится ли так, что теперь эти 50 млрд отправятся на строительство деревенских автобанов, по которым 12-тонник, может быть, никогда и не проедет?
"Поручение президента подразумевает, что выручка от СВП будет использоваться при реализации концессионных соглашений, которые, как правило, завязаны на крупных инфраструктурных проектах. И потом, деньги, поступающие в бюджет, не окрашены. Средства от СВП станут замещать некоторые выпадающие доходы бюджета и увеличивать суммы, которые мы можем потратить на поддержание дорог. Это просто дополнительный источник от реализации принципа "пользователь платит", - сообщил "РГБ" замруководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов.
Кстати, сейчас общая стоимость заявленных регионами к реализации инфраструктурных проектов превысила 1 трлн руб., а их количество перевалило за сотню. Разумеется, государство поддержит только лучших. Критерии их отбора обсудили на совместном семинаре представители Росавтодора и "Деловой России".
В сентябре прошлого года дорожники уже разработали методику выбора региональных проектов, где приоритет отдается наиболее капиталоемким. Впрочем, этот документ не учитывает последних законодательных новелл, в частности принятие федерального закона о ГЧП, и потому требует доработки.
Свою методику предложила и компания Project Management Agency. Там 7 пунктов. В частности, минимальная стоимость проекта - от 1,5 млрд руб. (максимальная ограничена 1/3 распределяемых средств), эксплуатация объекта на платной основе, наличие проектной документации с положительным заключение госэкспертизы и т. д. При этом желательно, чтобы проект был направлен либо на увеличение протяженности дорожной сети, либо на повышение ее качества.
"Критерий платности объекта необходимо вычеркнуть, - считает гендиректор Фонда развития Югры Сергей Внуков, - поскольку платная дорога может строиться лишь как альтернатива бесплатной. И для северных регионов это неприемлемое требование".
Многие участники предлагали оставить для таких проектов два критерия - экономическую эффективность и социальную необходимость. Наличие проектной документации, по мнению старшего вице-президента Банка ВТБ Юрия Молчанова, тоже под вопросом. Вот на мост через Лену в Якутии документация есть - но нет денег и нет моста.
"Дело не в методике, - уверена партнер Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина, - а в самих проектах. Они должны прежде всего пройти тест на рыночность, то есть подтвердить интерес инвестора". Действительно, если инвестор пришел на предквалификацию, значит, он понимает все свои риски и готов идти дальше. Так что при наличии инвестора проект однозначно можно рассматривать, считает эксперт.
С этим мнением согласился и Юрий Молчанов, добавив, что для создания наиболее эффективной методики отбора, учитывающей интересы всех сторон, необходима совместная рабочая группа из представителей всех ветвей власти, финансовых институтов, экспертов отрасли.