Новости

21.07.2015 00:45
Рубрика: Экономика

Концессия заходит в дом

Средний бизнес приглядывается к жилищно-коммунальной сфере
Текст: Евгений Юрищев (генеральный директор компании "Праймос Групп")
С точки зрения среднего бизнеса в России государственно-частное партнерство выглядит крайне перспективным, особенно с учетом механизма субсидирования процентных ставок для частных инвесторов в сфере ЖКХ, который стартует уже в августе. Как известно, именно транспортная инфраструктура и ЖКХ являются ключевыми направлениями набирающего обороты ГЧП. И риски здесь для среднего бизнеса по-прежнему велики, плюс транспорт и ЖКХ традиционно считаются малопривлекательными для бизнеса отраслями.

С августа нам обещают субсидирование процентной ставки до 12% годовых по кредитам для ресурсоснабжающих компаний. Это хорошие новости для бизнеса. По оценкам минстроя, эта мера будет способствовать снижению стоимости кредитных средств и, соответственно, сократит затраты частных инвесторов, что позволит увеличить количество объектов коммунальной инфраструктуры, передаваемых в концессию. Окажется ли передача той же муниципальной собственности в концессию выгодной среднему бизнесу на самом деле?

Свежие цифры, озвученные минстроем, таковы: в 2015 году объемы инвестиций в отечественное коммунальное хозяйство составят 130 млрд руб., в том числе 25 млрд заемных средств. Сегодня ежегодный оборот рынка ЖКХ в целом составляет более 4 трлн руб. Цифры способны заинтересовать любого инвестора. Однако на практике частный капитал не спешит активно включаться в процесс ГЧП в этой сфере. По данным Центра развития ГЧП, на конец мая 2015 года в стране реализуется 595 проектов ГЧП, 435 из них концессии (остальные регулируются местными законами).

Несмотря на то что сейчас практически во всех субъектах РФ приняты региональные законы о ГЧП, многие предприниматели отмечают не самую большую готовность чиновников содействовать развитию партнерства бизнеса и власти. А если проект все же намечается, проблемы начинают возникать как на начальном этапе его подготовки, так и при дальнейшей реализации. В итоге по различным оценкам около 30% проектов ГЧП остаются на бумаге. Для сравнения: в других странах доля неудачных проектов ГЧП ничтожно мала - в развитых странах это менее 1%, в развивающихся странах менее 5%. Согласно цифрам Центра развития ГЧП с марта 2015-го в России объявлено 406 концессионных конкурсов. Причем эксперты центра оценивают качество этих проектов в основном как "довольно низкое" именно из-за отсутствия достаточных компетенций у региональных властей.

Рамочный закон о ГЧП обсуждался три года. И наконец был принят в начале июля 2015 года. Госдума приняла его в третьем чтении, а вступит в силу закон только спустя полгода - в январе 2016-го.

По оценкам минэкономразвития, из-за отсутствия закона о ГЧП "повисли" около 130 проектов с объемом финансирования согласно прогнозам более 1,3 трлн руб. И 50% этой цифры из внебюджетных источников. Чем хорош новый закон для среднего и для малого бизнеса - он открывает новые возможности. И даже небольшие социальные объекты теперь становится выгодно "поднимать" местным компаниям. Они смогут подать заявку на строительство или модернизацию объекта без предложения от власти. Это теперь официальное "право частной инициативы", как написано в законе.

Но и здесь все может упереться в финансовый вопрос, когда у местной компании-инвестора просто не окажется 30% собственных средств в проект на стадии его реализации. Также компании за свой счет придется оплачивать подготовку проекта, оплату услуг консультационных компаний (финансово-организационных, организационно-правовых, инжиниринговых), а возможно, и приобретать конкурсную документацию. А так как реализация проекта в любом случае остается за компанией - победителем конкурса на заключение контракта ГЧП, то оставшиеся 70% заемных средств могут стать еще большей проблемой для местной компании. Капиталоемкость проекта значительная, а сроки окупаемости длительные. Так что средний бизнес семь раз подумает, брать проект или нет. В итоге эксперты в ближайшее время не прогнозируют большого бума в сфере ГЧП даже с принятием нового закона.

Однако есть регионы, где механизм ГЧП может стать более привлекательным для среднего бизнеса. Речь идет, конечно, о Дальнем Востоке и Прибайкалье. Здесь работают территории опережающего развития (ТОР), дающие предпринимателю льготный режим ведения хозяйственной деятельности. Это и существенные льготы по налогам на землю и на имущество, льготные ставки аренды, особый режим государственного и муниципального контроля, приоритетное подключение к объектам инфраструктуры, включение таможенной процедуры "свободной таможенной зоны". Госдума в июле приняла законопроект о ТОР, обещающий инвестору нулевую ставку по налогу на прибыль для федеральной доли, и 0 - 5% для региона. Также значительно снижается ставка социальных взносов - с 30 до 7,6%.

Не только внешние факторы влияют на успех проекта. Качество его подготовки всегда залог успешной реализации. И средний бизнес сам не всегда справляется. Не хватает подготовки и опыта. Но и здесь есть хорошие новости. C сентября минстрой запускает программу обучения по механизмам заключения концессионных соглашений для региональных и муниципальных чиновников, а также для экспертов компаний и банков. Хотя концессия - это лишь одна из общепризнанных в мире форм ГЧП. А новый закон, кстати, позволит успешно реализовывать и другие виды партнерств. Так что ждем качественного прорыва в этом вопросе.

Экономика Бизнес Экономика ЖКХ
Добавьте RG.RU 
в избранные источники