Найти отечественного разработчика современной системы планирования и ведения производства (MES-системы) сегодня не составит труда: Интернет изобилует подобными предложениями. Вот и для одной из мебельных компаний Миасса контрагент нашелся почти мгновенно. Предприниматель из Новосибирска согласился выстроить MES-систему за четыре миллиона рублей, предупредив, что на это ему потребуется порядка двух с половиной лет. Результатом внедрения должна была стать практически полная автоматизация производства, существенная экономия ресурсов и возможность корректировки штатного расписания.
- Предварительно мы ознакомились с презентацией разработчика, обсудили специфику нашего производства и только потом заключили договор, - говорит руководитель мебельной фабрики Сергей Андреев. - Подкупало, что программу обещали разработать индивидуальную, заточенную под наши оргпроцессы и технологии, оборудование. Но, видимо, она оказалась очень сложной, раз возникли проблемы с внедрением уже на первом этапе. Разработчику еще тогда нужно было честно отказаться от дальнейшего выполнения задания, а не имитировать бурную деятельность.
Однако "айтишник" не спешил признавать фиаско и продолжал приезжать в Миасс. По словам сотрудников фабрики, он постоянно куда-то звонил, уточнял какие-то детали установки программы, после чего шел к руководству и просил подписать промежуточный акт выполненных работ, а также расплатиться с ним за очередной этап установки.
Когда оставалось перечислить на его счет последний платеж и оценить результаты отечественного ноу-хау, оказалось, что внедрение ПО так и не состоялось. По словам разработчика, не были обеспечены необходимые условия, да и сам продукт нуждается в доведении до ума, а это еще минимум полтора года. Спорить с заключением специалиста мебельщики сразу не решились, но подвох все-таки заподозрили. После чего обратились в суд.
- Дело обошлось бы стандартной процедурой взыскания, если бы суммы, перечисленные исполнителю, не были подкреплены актами выполненных работ, - говорит управляющий партнер юридической компании Сергей Гаврюшкин. - Многие правозащитники посчитали это дело априори проигрышным.
Но мебельщики решили бороться до конца. Их главным аргументом в споре стало независимое экспертное заключение о том, что заказчик, не обладая необходимыми техническими знаниями, попросту не мог квалифицированно оценить, с каким качеством выполнялось поэтапное внедрение программы. Более того, анализ показал, что созданием индивидуального ПО для миасской фабрики никто даже не начал заниматься.
Судебное разбирательство длилось более двух лет, но в итоге Фемида оказалась на стороне производственного предприятия. Правда, радость победы несколько омрачает мысль, что еще какое-то время придется работать на старых программах.
- В большинстве случаев мошенники в IT-сфере пользуются тем, что заказчики их услуг слабо разбираются в технологических тонкостях. Вместо того чтобы доделать начатое, они обвиняют сотрудников компании в том, что те мешают внедрять ПО, просят дополнительное время на "доработку", - рассуждает Сергей Гаврюшкин. - К тому же в силу специфики деятельности многое можно списать на непредвиденные расходы при реализации проекта.
Чтобы обезопасить фирму от горе-программистов, эксперты рекомендуют как можно чаще в процессе выполнения работ привлекать компетентных контролеров, которые не заинтересованы в подтасовке данных. Да, это может немного увеличить издержки предприятия, к тому же придется усилить обеспечение безопасности своих технологий, но риск при использовании некачественного ПО намного выше.
Кстати
Разработчик ПО, обманувший компанию из Миасса, прославился аналогичной историей в Тюменской области. Результат внедрения MES-системы на одном из местных предприятий оказался таким же нулевым. Не исключено, что за этим последует череда других разоблачений, ведь предприниматель продолжает активно рекламировать себя в Интернете.
Сергей Мартьянов, руководитель IT-выставки, член экспертного совета по разработке стратегии развития Свердловской области до 2030 года:
- Точной информации о доле MES-программ на российском рынке ПО нет. Полагаю, более 60 процентов - это физические устройства, оборудование, остальное - все, что связано с нематериальными активами и услугами. Этот сегмент в последнее время стабильно рос, сейчас в пересчете на евро наблюдается некоторый спад (на 17 процентов). На наш взгляд, по всей России в нем работает порядка 2500 компаний, фрилансеров значительно больше. В прошлом году была создана национальная ассоциация потребителей IT-услуг, которая займется созданием стандартов, консультированием и сопровождением проектов именно с точки зрения заказчиков. В нее могут вступать и разработчики софта (по сути, для них это приравнивается к аккредитации или членству в СРО). Полагаю, появление интеграционной структуры стабилизирует рынок, и статистика у нас будет более объективная, в том числе по количеству спорных и неудачных внедрений. Сегодня в нашей отрасли действует принцип свободной конкуренции, "чисткой рядов" никто не занимается: не способные выжить в рыночных условиях сами уходят.