В этом году практически во всех военных вузах страны зафиксирован существенный прирост желающих поступить. "РГ" попыталась разобраться, с чем это связано.
Учебные заведения минобороны получили вдвое больше личных дел абитуриентов, чем в 2014-м, заявил не так давно министр обороны Сергей Шойгу. По его мнению, военная профессия становится все более востребованной, что позволяет отобрать на военную службу наиболее подготовленных и мотивированных. Особое внимание рекомендовано уделять здоровью, психологическому тестированию и физподготовке абитуриентов.
Наиболее высокий конкурс - в командные вузы: до 6 человек на место. А у девушек вообще конкуренция невероятная: погоны наденет лишь 1 из 30 претенденток.
Любопытной информацией поделился недавно и замминистра обороны, курирующий военное образование, Николай Панков. Оказалось, повышенный интерес к профессии военного в этом году зафиксирован и среди выпускников кадетских училищ. По данным генерала армии, 95% суворовцев и нахимовцев решили поступать в военные вузы. А в Ульяновском и Уссурийском суворовских училищах таких и вовсе 100%, причем впервые.
"Давно занимаюсь набором в вузы, такой ситуации, как в этом году, не было никогда", - рассказал Николай Панков.
По сведениям "РГ", никаких шагов для ограничения интереса к своим вузам минобороны пока не планирует. Более того, как сообщил генерал Панков, из-за беспрецедентного конкурса при поступлении в военные вузы количество учебных мест там могут увеличить. "Мы вынуждены будем обращаться к министру обороны и просить его пересмотреть ныне существующие квоты. По сути, сегодня конкурс в наши вузы идет среди медалистов и круглых отличников, - пояснил он. - Мы понимаем, что из 30 девушек поступит одна, а подавляющее большинство будут обделены, и не можем быть равнодушны к этой ситуации".
Еще одним нововведением станут школы при военных вузах. "С 1 сентября при трех ведущих учебных заведениях заработают школы для одаренных детей: в Воронеже -при Военно-воздушной академии, а в Санкт-Петербурге - при Академии связи и Военном институте физической культуры. Там получат возможность учиться дети из отдаленных гарнизонов", - рассказал Панков, сообщив, что у выпускников таких школ будут льготы при поступлении в "головной" вуз.
Тому, что выпускники школ массово обратили взоры на армейские вузы, есть несколько причин. Во-первых, это рост патриотических настроений в обществе. Граждане РФ увидели, что у страны есть современная армия, которую уважают и, что уж греха таить, побаиваются. Видеосюжеты про "вежливых людей" вызывали у многих чувство гордости за свою страну.
Во-вторых, это социальное обеспечение военных. В период, когда из-за экономических трудностей многие работодатели снижают сотрудникам зарплаты, минобороны стабильно индексирует оклады офицерам. На постоянном контроле, причем не только у руководства министерства, но и у президента, вопрос обеспечения офицеров и их семей квартирами. Так, с успехом заработала программа "денежных жилищных траншей". Офицеру в зависимости от выслуги и звания выплачивают деньги, и он сам решает - купить на них квартиру в центре города или две на окраине, а может, даже построить отдельный дом. Суммы немаленькие - средние выплаты на уровне 5-7 млн рублей (у полковников, как правило, более 10 млн рублей), потому офицеры во многих регионах могут позволить себе даже особняки.
Есть и еще один немаловажный момент. Известно, что выпускники гражданских вузов получают на руки диплом и отправляются в свободное плавание. По сути, их никто нигде не ждет. Они сами должны обивать пороги работодателей, посещать многочисленные собеседования или надеяться на "блат", с помощью которого получится куда-нибудь пристроиться.
А выпускники военных вузов - это совсем другое дело. Курсант может в течение всех лет учебы не заморачиваться о своем будущем трудоустройстве. По данным минобороны, в этом году 100% выпускников армейских и флотских училищ, институтов и академий были распределены на офицерские должности. И ничего не дает повода усомниться в том, что и в будущие годы всем курсантам-выпускникам найдется достойная должность в армии.
"Президенту Путину и министру обороны Шойгу за сравнительно небольшой срок удалось реформировать армию, - считает полковник запаса Анатолий Дергилев, много лет прослуживший в Главном управлении воспитательной работы минобороны. - Потому не вижу ничего странного в том, что молодежь стала чаще связывать свою жизнь с Вооруженными силами. Так, если раньше курсантами становились, как правило, только дети военных и выпускники суворовских училищ, то сейчас офицерами хотят стать и дети из других семей. Ведь служба стала престижной. Плюс свою роль сыграли соцобязательства государства, - льготное обеспечение офицеров жильем, достойная зарплата и другие".
И, действительно, последние годы мы были свидетелями планомерных улучшений в Российской армии. От заметного улучшения бытовых условий военнослужащих всех категорий до массовых поставок в войска современных образцов военной техники и вооружения, а также проведения интенсивной боевой учебы с использованием элементов состязательности.
Впрочем, динамика всех этих позитивных перемен была бы не столь очевидна, если бы не подкрепляющая их информационная открытость военного ведомства по самым различным направлениям его деятельности. Будь то проведение внезапных проверок войск или еженедельные селекторные совещания с руководящим составом.
При такой информационной политике имидж армии, как и престиж военной службы, будет и дальше удерживаться на нынешнем высоком уровне. А значит, и конкурс в военные вузы продолжит расти.
Военные вузы, в которые в этом году самый большой конкурс:
Как относятся к армии граждане России?
Как сообщает ВЦИОМ, в случае военной угрозы армия сможет защитить население страны, уверены 86% жителей РФ. (В 2013 году таких было 66%).
По данным социологов, в целом отношение к армии в РФ положительное. Гордость и уважение по отношению к ним испытывают 39% и 40% соответственно, недоверие - лишь 4%, скепсис - еще 2%.
Многие также считают, что армия дает возможность подняться по социальной лестнице. В итоге до 59% дошла доля тех, кто хотел бы видеть кого-то из своих ближайших родственников в рядах Вооруженных сил, тогда как всего полгода назад об этом говорили 47%.