В 2011 году он был арестован по подозрению в ряде преступлений, среди которых превышение должностных полномочий, грабеж и похищение человека. Статья 109 УПК РФ, регламентирующая сроки содержания под стражей, устанавливает предельный срок меры пресечения в виде содержания под стражей в 12 месяцев, в исключительных случаях он может быть продлен до 18 месяцев. Далее продлевать срок закон запрещает, арестованный подлежит немедленному освобождению, однако исчисление времени содержания под стражей и дальнейшее пребывание под арестом в ходе рассмотрения дела в суде исчисляются по отдельности.
Дело Махина прокуратура передала в суд ранее истечения предельного срока, но потом оно несколько раз возвращалось в прокуратуру для устранения препятствий к рассмотрению. В результате он провел за решеткой почти четыре года. По мнению заявителя, существующая правоприменительная практика позволяет держать человека за решеткой без вынесения приговора чуть ли не пожизненно. Сторона обвинения имеет возможность после возвращения судом уголовного дела прокурору устранять недостатки расследования, не будучи связанной предельным сроком содержания обвиняемого под стражей.
Изучив обстоятельства дела, КС РФ признал правоту позиции Махина. Никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком продолжительный срок, а законодатель обязан установить четкие временные рамки допускаемых ограничений прав и свобод, и на это КС РФ уже указывал ранее. Однако в связи с тем, что жалобы продолжают поступать, судьи сочли необходимым еще раз дать разъяснения на примере Махина.
При вынесении приговора суд обязан руководствоваться прежде всего тяжестью содеянного, а не предварительной мерой пресечения или иными данными: "Иное несовместимо с предназначением правосудия, которое по своей сути должно отвечать требованиям справедливости".
- В случае назначения наказания, несопоставимого с ограничениями, которые претерпел обвиняемый, суд в приговоре может признать его право на возмещение вреда в порядке, установленном главой 18 УПК РФ, - разъяснил КС РФ. - Не лишен обвиняемый и права на присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
Кроме того, по мнению КС РФ, положения статьи 109 УПК РФ по своему смыслу не противоречат Основному закону страны, однако это не исключает для федерального законодателя возможности конкретизировать основания и порядок продления срока содержания обвиняемых под стражей после возвращения уголовного дела прокурору.