Новости

22.07.2015 21:23
Рубрика: Культура

Поколения входят в клинч

Актер Сергей Пускепалис снял свой первый фильм в качестве режиссера
На завершившемся в Ереване кинофестивале "Золотой абрикос" состоялась мировая премьера фильма "Клинч" - дебюта в кинорежиссуре Сергея Пускепалиса. Актерских наград у Сергея Пускепалиса не счесть от престижного "Серебряного медведя" Берлинского кинофестиваля до доморощенных "Ники" и приза "Кинотавра". Снятый по сценарию Алексея Слаповского "Клинч" - жестокий романс об учителе, чью жизнь в считаные мгновенья рушит влюбленная в него школьница.

С одной стороны, видеть фамилию Пускепалиса рядом с титром "режиссер" не слишком удивительно - по своему основному образованию он театральный режиссер, поставивший пару десятков спектаклей в театрах по всей стране. С другой - именно в последние пять лет он стал по-настоящему востребованным киноактером.

Отчего "Клинч" заставил его сменить приоритеты на пике актерской карьеры, Пускепалис рассказал корреспонденту "РГ".

До "Клинча" вы успешно совмещали актерские работы в кино и режиссуру в театре. Дебют в качестве кинорежиссера для вас новый вызов или логичный виток биографии?

Сергей Пускепалис: Это ожидаемый шаг. Я бы даже сказал, давно ожидаемый. Основы режиссерской работы мне ведомы. Но специфика кино, имеющего отличные от театра технологии, была мне незнакома. Я ведь на самом деле пошел сниматься в кино, чтобы ее изучить. Так сложилось, что предложение поработать киноартистом совпало с моим желанием попробовать себя в кинорежиссуре, то есть я не столько хотел сниматься, сколько снимать. Но учиться некогда было. ВГИК мне был не по зубам, я был уже слишком взрослым. А так можно было сниматься у хороших режиссеров и смотреть, как все делается. Поэтому у меня вместо теории сразу была практическая школа с отличными ребятами, которые снимают хорошее кино. И мое киноактерство можно считать таким ВГИКом: я видел, какие приемы мне подходят, а какие нет. Теперь для меня нет загадок в том, как делать кино, я изучил этот букварь от "А" до "Я", то есть от кастинга и запуска до монтажа.

Означает ли это, что вы менее активно будете сниматься в ближайшие годы?

Сергей Пускепалис: В связи с "Клинчем" я пока отказываюсь от предложений сниматься. Вообще стараюсь не прыгать по кочкам, когда есть какое-то значимое, энергозатратное дело. И потом я сейчас работаю по основному виду своей деятельности.

Вы же со Слаповским давно дружны. Этим обусловлен выбор материала для дебюта?

Сергей Пускепалис: Алексей Слаповский приносит мне удачу, у нас с ним уже готово четыре киносценария, один из которых стартовал благодаря продюсеру Рубену Дишдишяну. Огромная радость и счастье найти своего автора, который пишет так, как ты думаешь и чувствуешь. Мне многое в его произведениях близко - там всегда есть интерес и любознательность к жизни, поиск в обычном необычного. Он удивлен этой жизнью - и я тоже. Еще учась в ГИТИСе, я начал работать над его "Пьесой номер 27". Это была достаточно удачная работа. Дальше ставил его спектакли в разных городах и театрах. Все они имели неизменный успех и являлись экзаменом моей творческой состоятельности. Не стала исключением и пьеса "Клинч", написанная 15 лет назад. Желание сделать из нее киносценарий возникло после того, как я поставил "Клинч" в уфимском Молодежном театре. Билетов на тот спектакль было не достать. Интерес зрителей к этому материалу сподвиг нас с Алексеем к тому, чтобы засесть за киносценарий и показать "Клинч" более широкому кругу. Мы стали над ним работать, изменять, добавлять новые истории, чтобы подстроиться под специфику кинематографа, существенно расширять линию героя.

"Клинч" Слаповского не столько пьеса, сколько зарисовка, которую можно снять и как историю о "нашествии варваров", и как абсурдистскую драму о распаде семьи, и как черную комедию. В какую сторону было интересно двигать историю Слаповского вам?

Сергей Пускепалис: В центре сюжета клинч отношений между поколениями next и людьми моего возраста. Мы не очень хорошо понимаем ребят, которым по 20 - 22 года. И разница между нами существенная, они жители России, а мы все еще мысленно в СССР. У нас разные понятия о жизни, любви, истине. В "Клинче" все это сталкивается, и появляются неприятные ответы. Ну или еще большие вопросы. Но в основе основ истории самоидентификация главного героя, учителя Федорова. Он в нашем фильме крепкий мужчина, образованный, глубоко чувствующий и пытающийся скрыть от окружающих нежность своей души. В этих попытках он постепенно костенеет, как и каждый из нас. Но та внутренняя жизнь, которая в нем присутствует, не дает ему спокойствия. И результат этого беспокойства все, что с ним происходит в "Клинче".

Как вы относитесь к попыткам провести параллели между "Клинчем" и фильмом Александра Велединского "Географ глобус пропил"? И здесь, и там учитель, влюбленная ученица, полный швах на личном фронте у героев...

Сергей Пускепалис: А я просто не вижу этих параллелей. Наш фильм совершенно не похож на "Географ глобус пропил". Если и есть сходство, то только в одном - главный герой работает учителем. Но и то оно относительное. Наш Федоров учитель по призванию, он любит свою профессию, то, что делает. А в "Географе" Виктор Служкин занимается этим по необходимости, по стечению обстоятельств.

Главную роль в "Клинче" играет Алексей Серебряков. Рассматривали ли вы других кандидатов на роль учителя?

Сергей Пускепалис: С момента написания киносценария прошло лет шесть. И за это время и текст, и образ главного героя сильно менялись. Когда мысли перешли к тому, кто бы мог это сыграть, было несколько кандидатур. Но компас точно показал на Алексея Серебрякова. Как только это случилось, мы стали доделывать историю конкретно под него, с учетом его особенностей. Хотя я с Серебряковым до этого не был знаком. Когда материал был изменен, я показал его Серебрякову и встретил понимание. Мы, кстати, вместе с ним прошлись по сценарию, он внес какие-то предложения.

Эта история настоялась как хорошее вино, она нашла своих героев

После этого история раскрутилась: я понял, кто у него должна быть жена, кто сын, кто возмутительница спокойствия. Федоров - планета, вокруг которой все крутится. И сейчас я вижу Лешу в кадре и понимаю - это тот учитель, тот Федоров, который у меня уже жил в голове. Другого учителя и быть не могло для этой истории.

Эта история настоялась как хорошее вино, она нашла своих героев, работать с которыми одно удовольствие. Для Серебрякова главное, чтобы ему не мешали сниматься, потому что он сам все прекрасно знает, ориентируется в гранях и границах своего героя. У него прекрасная партнерша - Ася Домская, она дебютантка. И мы с ней в этом похожи - в этом смысле мы в одной лодке. Вообще, я внезапно понял, что дебют оказался страшно увлекательным занятием.

Культура Кино и ТВ Наше кино Гид-парк