В республике около 4,5 тысячи владельцев малых отелей и 14 тысяч квартиросдатчиков. Сейчас, чтобы принимать туристов, они должны либо зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, либо платить налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
Первое сложно и затратно. Ведь речь идет не о крупных объектах размещения, а об обычных домах. Тысячи семей на побережье в июле-августе сдают адаптированное для туристов жилье. У них нет наемных работников, способных вести бухгалтерский учет и бегать по инстанциям. По подсчетам главы ассоциации малых отелей Крыма Валентины Марнопольской, оборудование помещений и выплата всех пошлин индивидуальному предпринимателю обходятся в 30 тысяч рублей. Но мелкие отельеры не знают, удастся ли заработать в нынешнем сезоне. Ведь сейчас все меньше людей отдыхают в частном секторе, предпочитая здравницы и санатории.
Второй вариант традиционного налогообложения, казалось бы, более приемлем. Квартиросдатчик не должен вкладывать деньги заранее. Его задача - в начале следующего года подсчитать прибыль за предыдущий и перечислить 13 процентов от нее государству. Но тут срабатывает человеческая жадность: никто не хочет отдавать кровные через полгода после окончания курортного сезона, если за руку при сдаче жилья не поймали. Как рассказала квартиросдатчица из Гурзуфа, ни она, ни ее знакомые, ни соседи не намерены платить НДФЛ. При этом раньше, когда в Крыму действовал фиксированный патент, пенсионерка его покупала.
Патентную систему в республике использовали в 2002-2011 годах и в несколько измененном виде в 2014 году. Сначала квартиросдатчики платили за количество койко-мест, а потом за квадратный метр общей площади. Если средство размещения не превышало 50 "квадратов", каждый из них стоил по 12 рублей. Владельцы более просторного жилья выкладывали 20 рублей за "квадрат". При этом местные советы могли установить в своих регионах повышающие коэффициенты (например, в Ялте, где стоимость аренды на порядок выше, чем в Черноморском). А налоговая инспекция имела право навещать неплательщиков и обследовать объекты размещения.
- Получается, по сути созданы идеальные условия для теневого бизнеса, - говорит глава ассоциации малых отелей. - Поэтому мы предлагаем системное решение: реанимировать патенты и одновременно дать полномочия органам власти усилить контроль над этим бизнесом. Предлагаем, чтобы ставки были прежними - от 12 рублей за квадратный метр и человек мог бы приобрести патент как на месяц, так и на три.
Марнопольская уточнила, что инициатива рассчитана не на текущий, а на следующие годы.
В профильном курортном министерстве не против возвращения к патентной системе.
- Она дает возможность людям выйти из "тени", упрощает взаимодействие малых отелей и частных квартиросдатчиков с госорганами, - говорит министр курортов и туризма РК Сергей Стрельбицкий. - Но это касается только тех людей, которые не используют наемный труд, а фактически ведут семейное дело. Они не могут каждый сезон регистрироваться предпринимателями, а потом закрывать бизнес.
По словам министра, в 2014 году патенты использовали 2800 человек. Но переходный для Крыма год непоказателен. В последующем количество таких квартиросдатчиков может увеличиться.
Каким образом будет внедряться система, в Крыму пока не знают. Один из вариантов - внести изменения в законодательство на федеральном уровне, другой - получить разрешение на возвращение патентной системы только на территории региона и в качестве эксперимента.
- Сейчас юристы изучают вопрос и предлагают различные варианты, - рассказал Стрельбицкий. - Было бы неплохо сделать Крым экспериментальной площадкой. Если опыт приживется - оставить такой механизм, если нет - использовать другие.
Патентная система позволяет людям выйти из "тени", упрощает взаимодействие малых отелей и частных квартиросдатчиков с госорганами