Скандинавские сказки и фэнтези: 8 фильмов, которые стоит посмотреть

Датский фильм Кеннета Кайнца "Дочь пробуждающей совесть" (Skammerens datter) по приключенческой книге Лене Кобербёль привлек внимание своей стилистикой - одновременно напоминающей "Игру престолов" и скандинавский нуар. Учитывая, что только про приключения главной героини фильма Дины писательница уже создала полноценную тетралогию, за материал для новых фильмов серии зритель может быть спокоен. А в ожидании новостей о продолжении съемок можно познакомиться и с другими скандинавскими фильмами о волшебстве.

В скандинавском фэнтези есть несколько направлений. Начнем со старой доброй классики - фильма "Братья Львиное сердце" (Bröderna Lejonhjärta), снятого всего через четыре года после выхода в печать одноименной повести знаменитой шведской писательницы Астрид Линдгрен. Конечно, фильм Оле Хеллбома проигрывает современной кинопродукции по спецэффектам, но любят его не за это, а за возможность возвратиться в свое солнечное детство - примерно так, как делаем это мы, пересматривая "Гостью из будущего" или "Снежную королеву". В 2012 году режиссер Томас Альфредсон приступил к съемкам новой версии, но у проекта, сметная стоимость которого стала самой большой в истории скандинавского кинематографа, практически сразу начались проблемы с финансированием. Остается надеяться, что фильм - может быть, с более скромным бюджетом  все-таки будет снят.

Относительно недавним событием стала норвежская фильм-сказка "Путешествие к Рождественской звезде" (Reisen til julestjernen) Нильса Гёупа, вышедшая на экраны в 2012 году. Это, по сути, новая версия одноименного фильма, снятого в 1976 году Олой Солумом, в основе которого лежит пьеса норвежского драматруга Сверре Брандта, написанная им в далеком 1924 году. Помимо увлекательной истории, в которой можно найти и отголоски общегерманских народных мотивов и персонажей из скандинавской мифологии, стиль фильма, выдержанный в духе экранизаций первых серий "Гарри Поттера", привлекает внимание зрителей разных возрастных групп, причем не только в рождественские каникулы.

В 2007 году вышел на экраны датский фильм режиссера Николая Арселя "Остров потерянных душ" (De fortabte sjæles ø) на основе книги Якоба Винрайха. Это фантастическая история о девочке Лулу, которой скучно в окружающем ее мире маленького провинциального городка. Она уходит мыслями в волшебный мир и вскоре сталкивается с неожиданным ответом со стороны темных сил - в ее брата вселяется злой дух. Оказывается, что побороть мир злых волшебников можно только проникнув на Остров потерянных душ. Фильм получил датскую кинопремию "Роберт" в пяти номинациях и был назван детским фильмом года.

Еще одним примечательным событием стал выход в 2006 году "Тайны Абсалона" (Absalons hemmelighed). Сюжет фильма косвенно отсылает зрителя к самым ранним событиям задокументированной датской истории, а именно - к основанию Копенгагена архиепископом Абсалоном в 1167 году, когда им был отдан приказ о постройке крепости для защиты от внешних захватчиков. В фильме 12-летняя Сесилия, которая очень интересуется археологией, узнает, что во время прокладки метро под ее домом были найдены руины дома, где жил Абсалон. Эти археологические изыскания впоследствии приводят к выставке в магазине на первом этаже дома, где она проживает. На открытии выставки она слышит от кого-то из пришедших про некую "тайну Абсалона" и решает побольше о ней выяснить.

Если вышеперечисленные фильмы предназначены для семейного просмотра, то свежий норвежский исторический триллер с элементами детектива под названием "Сумеречная земля" (Skumringslandet) Пауля Магнуса Лундё все-таки зрелище для взрослых. В лучших традициях скандинавского кинематографа в кадре говорят то на датском, то на норвежском. Мрачный 1348 год, эпидемия чумы, незадолго до этого унесшая до половины жителей, всеобщее горе и, вследствие этого, всепроникающая подозрительность - залог человеческих трагедий. Один брат разыскивает другого, который сгинул, как в омут. О нем поговаривают, что он связался с дьяволом, и руки его обагрены кровью. Видя игру актеров, часто снимающихся в скандинавских детективах, сложно отделаться от мысли, что смотришь очередную их серию, разве что с углублением в подсознательное маститых детективов.

Очень интересный жанр скандинавского кино - адвент-календари. В основном это фильмы, прямо или косвенно затрагивающие рождественскую тематику и представляющие собой захватывающие сказки с счастливым концом. Традиционно адвент-календари состоят из 24 серий, которые показывают во время Рождественского поста (обычно с 1 по 24 декабря). Если традиция с картонным адвент-календарем зародилась в Германии, то перенос ее в формат телевидения в Скандинавии впервые состоялся в Швеции в 1960 году и распространился на все страны региона, включая Исландию. В настоящее время существуют отдельные программы для детей и взрослых, некоторые наиболее успешные телепроекты показываются снова, спустя несколько лет. Особенно популярным датским рождественским сериалом стал "Договор" (Pagten) 2009 года. В 2014 году начались съемки новой серии под названием "Путешествие во времени" (Tidsrejsen).

Напоследок - очень красивая шведская история, увидевшая свет в ноябре 2014 года - "Воровское рождество: дочь тролля" (Tjuvarnas jul - Trollkarlens dotter) Стефана Руса и Пера Симонссона. Этот фильм является продолжением и развитием адвент-календаря Tjuvarnas jul, показанного в 2011 году по шведскому каналу SVT. Режиссерам удалось рассказать трогательную историю в стиле Чарльза Диккенса, правдиво воспроизведя на экране атмосферу Швеции начала девятнадцатого века.